Ассоциация кинокритиков Казахстана уже восьмой год подряд подводит итоги киногода в нашей стране. Премия «Выбор критиков» на сегодняшний день – самая стабильная и объективная кинопремия в Казахстане. Она помогает разобраться в том, какое кино достойно внимания, почему одни получают призы на кинофестивалях, другие зарабатывают миллиард тенге, а третьи проваливаются в прокате [газетная статья].
О премии и деятельности ассоциации мы попросили рассказать ее президента, доктора искусствоведения Гульнару Абикееву.
– Наша Ассоциация кинокритиков Казахстана создана в 2014 году, но из-за пандемии премия вручалась не каждый год. Вначале в нее входило всего семь человек, сегодня – 26, среди которых известные журналисты: Галия Байжанова, Карим Кадырбаев, Гульажар Машрапова, Мади Мамбетов, Ораз Керейбаев. Есть еще академическое крыло ассоциации, куда входят киноведы, работающие в вузах и больше публикующиеся в научных журналах: Инна Смаилова, Баубек Ногербек, Назира Мукушева и другие. А есть просто известные в медиапространстве люди, как ведущий «Киноклуба» Олег Борецкий, телеведущий Молдияр Ергебеков, блогер Досхан Бояубаев и другие. На процесс отбора, в который включаются и просмотры фильмов, уходит примерно два месяца.
Наша премия независимая, мы не получаем никакого финансирования, поэтому на наши решения никто не влияет. Все решается на нашем внутреннем голосовании. Поэтому мы еще называем ее прозрачной – каждый год у нас создаются «кристаллы», на которых наносятся имена победителей. Никто не подает заявки на ее участие. Ассоциация просто отслеживает казахстанский кинопроцесс. Если фильм прошел в прокате, состоялся показ на кинофестивалях или был какой-то общественный показ в стране в течение конкретного года, то вносим эту картину в наш общий список.
ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Надо сказать, что, кроме нас, никто в стране не ведет реального подсчета, сколько игровых полнометражных фильмов снимается ежегодно в Казахстане, потому что Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК) считает только те фильмы, которые они поддерживают, «Казахфильм» – свои, а общей статистики нет. Вот, по нашим данным, как выглядит картина кинопроизводства в Казахстане за 10 лет. Какие выводы мы можем из этого сделать?
– Общее кинопроизводство в Казахстане выросло за 10 лет в 4 раза. Это произошло благодаря частным киностудиям.
– Годы пандемии, 2020 и 2021, затормозили рост кинопроизводства. Сейчас оно восстановилось и продолжает расти.
– Производство фильмов с государственной поддержкой выросло после открытия в 2019 году ГЦПНК – Государственного центра поддержки национального кино. Но оно все равно составляет лишь четверть от всего кинопроизводства.
– По сравнению с ростом кинопроизводства в целом количество фестивальных картин увеличилось ненамного – в два раза. Но здесь велика роль ГЦПНК, так как это в основном фильмы, снятые при государственной поддержке.
Что видит казахстанский зритель в кинотеатрах? Коммерческие фильмы, выпускаемые частными киностудиями. Какова цель нашей премии «Выбор критиков»? Высветить наиболее качественное кино, производимое в Казахстане. Конечно, это в основном фестивальное кино, которым восторгаются в мире, говоря как о качественном, актуальном и интеллектуальном кинематографе.
КРИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР
Вот кого мы определили лучшими за 2023 год.
«Жел тоқтаған жер» получил три приза: «Лучший фильм-драма» – режиссер Ардак Амиркулов, «Лучшая женская роль» – Жанар Шокпанова и «Лучший художник-постановщик» – Умирзак Шманов. Мощная, эпическая лента про голод 1930-х годов, она уже получала приз европейских критиков в Таллине.
«Она купила чайник» Наримана Туребаева – тоже три приза: «За лучшую режиссуру» и «Лучший монтаж» получил режиссер фильма и за «Лучшую музыку» – Галымжан Секеев. Эстетская, но очень актуальная картина про женское насилие.
По два приза получили: «Мiржакып, Оян, казак» Мурата Есжан – приз «Зрительских симпатий» и «За лучшую мужскую роль» актер Бакыт Кажыбаев, «Маленький самурай» Ерлана Нурмухамбетова – Актан Арым Кубат (на фото сверху) за «Лучшую мужскую роль второго плана» и Самал Еслямова «За лучшую женскую роль второго плана».
По одному призу получили:
Асхат Кучинчиреков «За лучший дебют» за фильм «Бауырына салу», Айгуль Нурболатова «За лучшую операторскую работу» за фильм «Мадина», Кенжебек Шайкаков за «Лучший сценарий» к фильму «Айкай».
В этом году у нас было несколько именных премий. То есть решение принимали члены ассоциации, а спонсоры к четырем премиям добавили небольшие денежные призы: одна – «Лучшему художнику-постановщику» от семьи продакшен-дизайнера Алима Сабитова, две премии от семьи известного актера Ментая Утепбергенова за лучшие женскую и мужскую роли, третья премия – к главному призу: от семьи продюсера Ораза Рымжанова, который в 1990-е годы внес огромный вклад в развитие профессии продюсера. Таким образом, сохраняется, на мой взгляд, преемственность кинематографических поколений.
Коммерческое, или, как мы его называем, жанровое, кино мы тоже отметили, особенно в номинациях. А как же иначе! Оно составляет 85% казахстанской кинопродукции. 67 фильмов снято и выпущено в прокат, это рекорд. Более того, если раньше выпускалась всего одна картина в год, которая собирала миллиард тенге, то 2023 году миллиардников у нас пять: «Таптым-ау сені» Дариги Бадыковой, «Бизнес по-казахски в Индии» Нурлана Коянбаева, «Дәстүр» Куаныша Бейсек, «Хотя бы в кино – 2» Ернара Нургалиева, «Маган азар аудар» Абдусаида Шахислам.
А призерами стали: «Умри или вспомни» Ернара Нургалиева – «Лучший жанровый фильм», «Дәстүр» Куаныша Бейсек – «За лучшую песню».
Сегодня кинематограф Казахстана можно назвать одним из лидирующих на постсоветском пространстве, хотя бы по тому же количеству фестивальных картин, показываемых в мире. И еще в 2024 году мы ожидаем, что подойдем к заветной цифре кинопроизводства 100 фильмов в год.
Олег БЕЛОВ