В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1944 год, Алма-Ата превратилась из главного города союзной республики в культурную столицу Советского Союза. Это произошло благодаря передислокации в Казахстан ведущих творческих сил СССР.
За два дня до начала войны, 20 июня 1941 года, министр кинематографии СССР Иван Большаков провёл встречу с организатором кинопроизводства Михаилом Тихоновым и главой Совнаркома Казахской ССР Нуртасом Ундасыновым. В ходе разговора Большаков заверил влиятельного чиновника, что решение о создании Казахской киностудии на базе студии кинохроники было принято, а уже в конце лета 1941 года Ундасынову предложили разместить в Алма-Ате кинематографистов со всей страны. Он сразу же согласился принять «Ленфильм» (где в 1938 году был снят первый художественный казахский фильм «Амангельды» при поддержке режиссёра Моисея Левина).
В случае же с коллективом киностудии «Мосфильм» ситуация была несколько иной. Так как из Ленинграда удалось вывезти очень мало кинооборудования, кинокомитет решил усилить техническую базу создаваемой в Алма-Ате киностудии за счёт «Мосфильма». «Мосфильм» и «Ленфильм», ВГИК и Всесоюзную сценарную студию решили эвакуировать именно в столицу Казахской ССР. Возможно, из-за благоприятной алматинской погоды: 300 солнечных дней в году, что даёт возможность широко использовать натурные съёмки вместо дорогостоящих павильонов с декорациями. И конечно, потому, что Алма-Ата – город очень фактурный.
Благодаря эвакуации в город творческой элиты страны (одних только кинематографистов приехало 3000 человек – известнейших режиссёров и актёров, операторов, сценаристов и художников кино) Алма-Ата утвердилась не только как географическая столица, но и как крупный культурный центр Казахстана и СССР. В годы войны яблочный город стали называть всесоюзным тылом и кинематографической столицей Советского Союза – советским Голливудом. Многие творческие деятели после окончания войны не стали возвращаться в Москву, Ленинград, Киев, а осели здесь, стояли у истоков создания «Казахфильма». Это такие мастера своего дела, как кинорежиссёр и сценарист Ефим Арон, поэт и сценарист Владимир Файнберг, кинооператор Михаил Аранышев, кинохудожник Павел Зальцман.
Эшелон «Мосфильма», обоз из двух железнодорожных составов, в 6 часов утра 14 октября 1941 года двинулся на восток через всю страну, увозя творческий коллектив студии вместе с первой партией срочно эвакуированных ленфильмовцев, сотни людей и студийное хозяйство: техническое оборудование, реквизит, костюмы, макеты. Ленинградским кинематографистам чудом удалось выехать из родного города невредимыми за несколько часов до того, как немецкие войска начали замыкать кольцо блокады вокруг города. Немецкие мотоциклисты безуспешно пытались остановить эшелон «Ленфильма», расстреляв заднюю стенку последнего вагона.
К приезду московских и ленинградских кинематографистов была открыта Алма-Атинская киностудия художественных фильмов. С целью рационализации рабочего процесса 15 ноября 1941 года было принято решение Совнаркома СССР о слиянии трёх киностудий в единую Центральную объединённую киностудию (ЦОКС) художественных фильмов, под которую выделили Дом культуры (сегодня здесь, на пересечении нынешних улиц Толе-би и Калдаякова, размещается Казахская государственная филармония имени Жамбыла) и кинотеатр «Алатау».
Главной темой создаваемых картин стала героическая борьба советского народа против фашизма. Ей посвящались фильмы «Секретарь райкома» (1942, режиссёр Иван Пырьев) – о мужестве белорусских партизан, «Она защищает родину», где героиня Веры Марецкой Прасковья заслоняет путь наползающему на её сына танку (1943, режиссёр Эрмлер), «Зоя» – о гибели юной партизанки (1944, режиссёр Арнштам).
То были замечательные игровые киноленты: «Во имя родины» (она же «Русские люди» по Константину Симонову, 1943, режиссёры Пудовкин и Васильев), «Непобедимые» (режиссёры Сергей Герасимов и Михаил Калатозов), «Нашествие» (1943, режиссёр Михаил Ромм). Посвящены они не только партизанам, но и подпольщикам, героям-одиночкам, целым подразделениям и экипажам, лётчикам и даже генералам, как, например, в фильме «Фронт» (1943, режиссёры братья Васильевы). Или комедия «Антоша Рыбкин» о весёлом кашеваре, который, когда надо, становится умелым воином (1942, режиссёр Юдин). Для кинопроцесса не хватало дневного объёма электричества, и большую часть съёмок вели ночью, а утром актёры смывали грим и шли отдыхать. Так как в городе не хватало помещений, чтобы разместить всех новоприбывших, производственные помещения киностудии часто приспосабливались под жильё, куда кинематографисты въезжали вместе со своими семьями.
Именно здесь с 1941 по 1944 год создали 80% всей кинематографической продукции СССР: 23 полнометражные ленты и 10 короткометражек. Во второй половине 1944 года «Ленфильм» и «Мосфильм» вернулись в свои родные города. ЦОКС была расформирована, но годы ее работы стали важным вкладом в войне на культурном фронте и оказали решающее влияние на будущий расцвет «Казахфильма».
Андрей ЧЕРНЕНКО, член Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии (Москва), член Союза кинематографистов Казахстана.