Примерное время чтения: 2 минуты
175

В алгоритме «освоения»

Рад тому, что Канат Торебай в своей статье поднимает целый ряд важных вопросов, касающихся закона РК «О кинематографии», о которых я говорю и пишу вот уже два года. Чтобы не повторяться, отошлю читателя к паре публикаций: «Закон замедленного действия», опубликованный в «Комсомольской правде Казахстан» 17 июня 2020 года, а также «Киношные страсти» в газете «Аргументы и факты Казахстан» от 17 июля 2020 года. [газетная статья]

Не могу согласиться с Канатом Торебаем лишь в одном: предложении ввести квоты на производство фильмов национальной киностудией. Это противоречит концепции развития кинематографии Казахстана, на основе которой составлен закон. Концепция предусматривает превращение студии в современную кинофабрику, оставляя вопросы финансирования кинопроектов за единым оператором на открытой, прозрачной и справедливой конкурсной основе – только такой принцип способен поднять качество отечественной кинопродукциии.

Если студия «Казахфильм» желает продолжать заниматься созданием собственных картин, она должна участвовать в конкурсе на равных условиях с другими кинематографическими организациями, как это и было на втором питчинге в феврале 2020 года. В противном случае мы откатимся назад в пагубный алгоритм «освоения выделенных средств», доказавший свою неэффективность.

Есть еще один важнейший аспект, упущенный в статье и проявившийся после прошлогоднего питчинга. Я говорю о ситуации с авторскими правами. Согласно закону РК «Об авторском праве и смежных правах», обладателем авторского права является производитель аудиовизуального произведения, и никто не вправе требовать от него передачи этих прав кому бы то ни было.

В свою очередь, закон «О кинематографии» также требует от производителя осуществлять эксплуатацию этих прав, отчисляя 20 процентов доходов единому оператору, что невозможно осуществить без обладания исключительными правами. Существующая же практика передачи исключительных прав единому оператору противоречит не только этим законодательным требованиям, но и всем международным стандартам государственной поддержки национальных фильмов. Тема требует отдельной большой статьи и широкой дискуссии в кинематографическом сообществе.

Рашид Нугманов, режиссер

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых