Примерное время чтения: 5 минут
83

Уроки Берлинале  

В Европе завершился один из  трех крупных кинофестивалей мира, который открывает киногод и собирает такое же количество гостей и журналистов, как Канны и Венеция. Для себя я вынесла несколько уроков из этого кинофестиваля [газетная статья].

Урок 1. Цель каждого кинофестиваля – промоушн своего национального кино. В конкурсе Берлинале участвовали две чисто немецкие картины: «С любовью, Хильда» Андреаса Дрезена о немецком сопротивлении во время Второй мировой войны и «Смерть» Маттиаса Глезнера – о жизни семьи в нескольких поколениях. Кроме этого, было два фильма-копродукции с Германией: «Иностранный язык», франко-немецкая лента Клэр Бюргер, и австро-немецкая «Баня дьявола» Вероники Франц и Северин Фиала. Кроме этого, немецкие деньги присутствуют ещё в четырех фильмах. Итого – в 8 лентах из 20 конкурсных. Картина «Смерть» получила приз «За лучший сценарий», «Баня дьявола» – «За выдающееся художественное решение».

Урок 2. Нам есть чем гордиться, несмотря на то что в этом году в программу Берлинале не попала ни одна казахстанская картина, Я говорю об участии в основном конкурсе казахстанского оператора Азиза Жамбакиева, снявшего фильм в Непале «Шамбала». Это уже его вторая работа с режиссером Мином Бахадуром Бхамом. Для Непала это первый случай попадания в конкурс кинофестиваля класса А. Что касается Азиза, то он, несмотря на свою молодость, уже во второй раз участвует в конкурсе Берлинале. В первый раз десять лет назад с казахстанской картиной «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, где фильм получил «Серебряного медведя» за «Выдающееся художественное решение».

Урок 3. Фестивальное кино – необязательно серьезное и морализаторское. Огромное удовольствие доставил смешной, ироничный, абсурдистский фильм Брюно Дюмона «Империя». Я шла на него как на режиссера авторского кино, а увидела «Звездные войны» по-французски, точнее, пародию на них. Это фильм о поколении миллениалов, которые живут по канонам «Звездных войн», мыслят этими категориями, достают световые мечи и больше себя соотносят со звездной империей, чем с реальным миром. Смешно, что силы добра и зла в фильме делятся по культурным символам: одни летают на американских летательных аппаратах, другие на кораблях в форме церкви Сант-Шапель. Картина понравилась не только мне. Фильм был отмечен одним из главных призов – «Серебряным медведем» жюри.

Урок 4. Фестиваль – это не только показ фильмов и красные дорожки, это площадка для установления профессиональных контактов и обучения. На Берлинале в этом году было порядка пятнадцати казахстанских кинематографистов, и это в основном молодые девушки. Бану Рамазанова и Диана Жилкенова приехали по линии «Альтернативы» на продюсерскую образовательную программу Tool Box. Я думаю, что теперь они лучше кого-либо в Казахстане знают, как правильно продвигать документальные фильмы. Оператор Айгуль Нурбулатова и режиссер Асель Аушакимова были участницами Berlinale Talent – фестивальной киношколы. К тому же Асель выиграла конкурс на рынке копродукции с проектом своего нового фильма. Продюсеры Алия Увальжанова, Еркежан Максут и Юля Ким продвигали на кинорынке свои проекты. Также там были молодые режиссеры Ольга Коротко и Алина Мустафина, представляли свои будущие фильмы. Разве не удивительно, что большинство участниц фестиваля – женщины! Это не столько урок, сколько маленькое наблюдение: будущее казахского кино в надежных женских руках.

Азиз Жамбакиев.
Азиз Жамбакиев. Фото: из газетных материалов

Урок 5. Роль документального кино растет. В прошлом году в конкурсе Берлинале был один документальный фильм «На «Адаманте» (Франция), получивший «Золотого медведя». В этом году уже три документальных фильма были в конкурсной программе из двадцати картин. «Золотого медведя» получила опять-таки французская картина «Дагомея» Мати Диоп, рассказывающая о возвращении на родину в Бенин 26 африканских древних скульптур. Приз за режиссуру получил Нельсон Карлос де Лос Сантос Ариас (Доминиканская Республика) за фильм «Пепе» – о единственном бегемоте, убитом в Америке.

Урок 6. Учите языки и будете задавать вопросы самому Мартину Скорсезе. В этом году мэтру мирового кино Мартину Скорсезе был вручен почетный «Золотой медведь», и на его пресс-конференции двое наших молодых журналистов, Ораз Керейбаев и Малик Елеусиз, задали ему вопрос о том, учится ли он чему-нибудь у молодых кинематографистов. Приятно было наблюдать, что молодое поколение абсолютно свободно ощущает себя на фестивале. Более того, ребята каждый день снимали дневники Берлинале на видео.

Урок 7. Чего не было на Берлинале? Не было казахстанского стенда на кинорынке, одной из главных мировых площадок, где продается кино, и это ужасная недоработка нашего ГЦПНК, центра по поддержке национального кино. Не было ни одной казахстанской картины ни в одной из программ. Это притом что, скажем, в 2022 году было три – «Акын» Омирбаева, «Бахыт» Узабаева и «Схема» Шарипова – и последняя получила Гран-при в программе Generation. Мы не ценим наши достижения, поэтому и особо не расстраиваемся, когда их нет.

Гульнара АБИКЕЕВА, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана

Оцените материал
Оставить комментарий (0)