Примерное время чтения: 6 минут
4

Приключения крупным планом  

Фото из архива Алексея НИКУЛИНА
Фото из архива Алексея НИКУЛИНА открытый источник

Чем больше выпускается коммерческих фильмов, тем сильнее жажда по документальному кино. Но площадок, на которых можно их увидеть, не так много. В далекие советские времена была традиция показывать в кинотеатрах небольшие документальные картины перед художественными. Но и сегодня у этого жанра есть последователи. С 19 по 21 ноября этого года в Алматы состоится Второй фестиваль документального кино «Образ жизни – экспедиция».

Этот фестиваль проводят университет AlmaU (в его стенах пройдут показы), общественные географические организации Казахстана и России – Qazaq Geography и Русское географическое общество (РГО), а также старейшая в Казахстане общественная экологическая организация Казахское общество охраны природы. Информационными партнёрами выступили газеты «Аргументы и факты Казахстан», «Комсомольская правда Казахстан» и познавательный телеканал «Туран ТВ».

Ответственный секретарь оргкомитета фестиваля, российский документалист, член РГО Алексей Никулин рассказал нам:

– Этот фестиваль целиком посвящен приключенческой документалистике. Все показы будут проходить в университете AlmaU. Мы представим три новых фильма. В их числе картина немецкого режиссера и продюсера Генри Микса и российского оператора Владимира Филиппова «Азия. Замерзший север». Это одни из ведущих мировых специалистов по съёмкам дикой природы: «Планета Земля» ВВС, «Россия от края до края», «По тонкому льду» и другие. Зрителей ждет фильм казахстанской путешественницы и режиссера Мадины Ашиловой «Многоликий Алтай», победивший в этом году на нескольких престижных кинофестивалях. А откроет программу документальный фильм «Цитадель», созданный в этом году международной командой документалистов России и Казахстана при участии канала «Туран ТВ». Этот проект был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив РФ. Ваша газета рассказывала об этой картине.

– Этот фильм посвящен потомкам героического защитника Брестской крепости Касыма Жарменова. Удалось ли вам вывести их на откровенные признания?

– В прошлом году я познакомился в Шымкенте с внуком героя Денисом Жарменовым, известным тренером по гребле. Вместе с Денисом и его сыном Тимуром мы совершили поездку в Брест, также снимали их в Москве, Себеже и Шымкенте. Мы пытались понять, какие черты характера своего предка наши герои смогли унаследовать. Как сказал Тимур, «если мой прадед был таким героическим, то значит его дух во мне, и я тоже многое смогу». Подвиги наших дедов дают нам силы и вдохновение для перемен, помогают нам взглянуть на себя под другим углом, обнаружить скрытые ресурсы и таланты, силы не сдаваться в трудные времена. Станут ли ближе друг другу наши герои, как изменятся в конце своего путешествия в прошлое и найдут ли они в нём опору своего настоящего? Обнаружат ли они в казематах Брестской цитадели тайное послание деда из июня 41-го, адресованное своим потомкам? Об этом наш фильм. Большая премьера фильма состоится на нашем фестивале – в Алматы и Шымкенте. А в начале декабря – московская премьера. Я надеюсь, что герои нашего фильма смогут сказать несколько слов зрителям на открытии фестиваля.

Фото из архива Романа БОТАБЕКОВА

Призы за вопросы

Фестиваль «Образ жизни – экспедиция» молод, но у него уже появились свои традиции. Об этом нам рассказал гендиректор телеканала «Туран ТВ», представитель географического общества Qazaq Geography в Алматинской области Роман Ботабеков.

– Роман Бейдалиевич, в прошлом году показ каждого фильма на фестивале сопровождался дискуссией. Вы вновь будете следовать этому правилу?

– Да, этот опыт оправдал себя. Тем более что фильмы представляют их создатели. Мы приглашаем к активной дискуссии в рамках просмотра фильмов и круглых столов блогеров и журналистов, работающих в сфере путешествий, туризма, экологии и сохранения природного и культурного наследия. Мы уверены, что зрители не останутся равнодушными к представленным работам и также станут участниками диалога. А те из них, кто задаст наиболее интересные вопросы, будут поощрены специальными призами. В нашей программе также два мастер-класса. Занятие по экстремальной киносъёмке проведёт российский оператор-постановщик Владимир Филиппов. А мастер-класс по пейзажной фотосъёмке организует казахстанский фотограф и блогер Дмитрий Доценко. Гости фестиваля смогут увидеть его фотовыставку «Под небом Казахстана», а также фотоработы международного конкурса РГО «Самая красивая страна». Во второй день фестиваля состоится презентация книги Исмаилжана Иминова «Край шести городов», написанная по итогам нашей экспедиции в Кашгарию. В третий день в обсуждении фильма «Многоликий Алтай» примет участие Айжан Скакова, руководитель «Казахского общества охраны природы», депутат Мажилиса Парламента РК.

Под общим шаныраком

Вот что о своем мастер-классе нам рассказал Дмитрий Доценко: ​

– Мое занятие называется «Искусство пейзажа. От сменной оптики до магии смартфона». Вы узнаете, что для впечатляющего пейзажного кадра важен не размер объектива, а знание фундаментальных принципов и умение видеть сюжет, свет и композицию. Поговорим о том, как работает пейзаж. Что такое сюжет и композиция, как поймать правильный свет (золотой и синий час) и многое другое. И конечно, поговорим о смартфонах, научимся выжимать максимум из камеры в кармане. Вы поймете, что законы красоты едины, и научитесь создавать выразительные пейзажи на любую технику, которая у вас под рукой.

– Какова идея вашей фотовыставки?

– Для меня экспозиция «Под небом Казахстана» не просто пейзажи. Это всё, что происходит под нашим огромным, общим для всех шаныраком: и полет орла в горах, и тихий быт на джайляу, и цветущая степь весной. В каждом кадре я пытался поймать эту единую живую душу родной земли. Фестиваль документального кино для меня – ещё одна возможность не только представить свои работы, но и пообщаться вживую с теми, кто хочет проникнуть в магию пейзажной съёмки.

Олег БЕЛОВ

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых