РЕЖИССЕР КАНАГАТ МУСТАФИН (НА ФОТО) ЗАВЕРШИЛ СЪЕМКИ ФИЛЬМА О ЖИЗНИ ЛЕГЕНДАРНОГО БОРЦА ХАДЖИ-МУКАНА МУНАЙТПАСОВА. [газетная статья]
– Канагат, почему вы решили снимать свой фильм именно о Хаджи-Мукане?
– К этому я шел долгих 10 лет, прочитав биографические книги про этого легендарного человека. Мало того, что Хаджи-Мукан прослыл легендарным борцом, творившим чудеса на ковре (рывок, бросок – и уже соперник на ковре), так он совершил и гражданский подвиг, собрав 100 000 рублей в фонд обороны во время Великой Отечественной войны. И это только малая часть того, что этот человек сделал для страны. Он настоящий батыр (прямой потомок Кобланды-батыра). Жизнь нашего героя мы показали от рождения (а родился он весом 9 килограммов, его мать умерла при родах) и до последних дней.
– Эпизод с самолетом, построенным на деньги великого борца, вошел в киноленту?
–Да. Мы нашли оригинал крылатой машины, она находится в Минске, на киностудии «Беларусьфильм».
– Часть съемок, несмотря на пандемию и локдаун, вы все-таки сумели провести на территории Беларуси?
– Первая жена Хаджи-Мукана, Надежда Чепковская, по национальности белоруска. Когда она вышла замуж за нашего борца, то приняла ислам, стала Батимой, родила детей и жила в Казахстане. Поскольку наш фильм автобиографический, пришлось значительно урезать личную тему нашего героя. Так как отснятого материала много, в планах, если договоримся с телевидением, сделать телесериал, на 6-8 серий, где можно раскрыть любовную линию.
В фильме у нас снялись три белорусских актера. Надежду Чепковскую сыграла Анжелика Борчан. Еще один актер сыграл клоуна Шапиро – друга борца, третий – Бельковского, врага-антипода Хаджи-Мукана. Поначалу мы планировали снимать их в Минске, но из-за локдауна пришлось вызвать белорусов в Алматы, где они пробыли месяц. Работать с ними мне очень понравилось – задачу понимали четко. Вообще же, у нас в фильме задействованы не только алматинские актеры. Дмитрий Емельянов – из Усть-Каменогорска. Он сыграл судью. Дмитрий Петров – из Актюбинска. Ему досталась роль Исая Голощекина, организатора голода в Казахстане в начале 30-х годов ХХ века.
В Минске снимали у Красного костела и в Лошицком усадебно-парковом комплексе, где особняк Прушинских стал у нас немецким городом Кельном. Несвижский замок «превратился» в американский мегаполис Чикаго, а Мирский замок стал шведским Гетеборгом. В Смолевичском районе Минской области мы снимали эпизоды боевых действий времен Великой Отечественной войны, в которой участвовали ученики Хаджи-Мукана.
Собирались работать в Турции, но оказалось, что в Стамбуле последние пять лет съемки запрещены. Поэтому надо снимать в Измире, но декорации там оказались в таком запущенном состоянии, что в итоге Стамбул мы сделали из декораций фильма «Кочевник». А Аргентину (Буэнос-Айрес) «нашли» на побережье Капчагайского водохранилища. Китайский город Харбин мы снимали в городе Жаркенте Алматинской области.
Локдаун сильно ударил по нашим планам. Мы наполовину сняли натуру в Капале, но пришлось заканчивать съемку уже в Карое. Эти пять месяцев съемочной группе показались как пять лет.
– У Хаджи-Мукана такая богатая биография, что можно снимать хоть сентиментальный сериал, хоть историческую сагу. На что вы сделали акцент?
– Если говорить о его четырех женах и личных отношениях, то получится настоящая «Санта-Барбара». Поэтому я сделал акцент на гражданской позиции и спортивных подвигах силача. Хаджи-Мукан спас свой аул от голода во время джута, не дал никого репрессировать в конце 30-х годов ХХ века. И партия этого ему не простила, поэтому умер он в бедности.
Хотя такие люди рождаются раз в тысячу лет. Ему три-четыре раза предлагали остаться в Турции, взять псевдоним Кара Мустафа и выступать тамкак турок. Он безбедно жил бы там. Во Францию звали. Он продолжал выступать даже в преклонном возрасте, зарабатывал деньги и содержал аул, в котором жил. До последних дней жизни он помогал своему народу.
– Кто снимался в главной роли?
– Это пока секрет. Скажу только, что он является профессиональным молодым актером, окончил академию искусств имени Жургенова. Это его первая главная роль, и он очень ответственно подошел к ней. Его физические параметры: рост – 2 метра 5 сантиметров, вес – 140 килограммов. К слову, в нашем фильме в роли акына сыграл внук Хаджи-Мукана – Бакытжан.
– Сколько костюмов сшили для фильма и что оказалось самым сложным во время съемок?
– У нас в фильме снималось 300 человек. Было сделано 600 костюмов только для значимых персонажей, не считая массовки. Например, париков и усов для фильма подготовлено более 700 штук. Только у главного героя около 50 вариантов усов: есть и щегольские, и юношеские, и покороче, и подлиннее.
Но самым сложным было подготовить исторически достоверные локации и интерьеры. Поэтому на фильме я выступил не только как режиссер, но и как художник-постановщик. Дом Хаджи-Мукана строили с нуля. Чтобы воссоздать мебель того времени, я специально ездил в Минск. Ведь Хаджи-Мукан – известная в мире личность, он объехал 66 стран, причем половину из них – не имея паспорта, его просто знали в лицо, слава шла впереди борца.
– Не боитесь, что, как любой биографический фильм, ваша кинокартина вызовет споры и обвинения в недостоверности?
– Когда открылся фонд кино, я пошел на питчинг, участвовал в конкурсе, и мне там задавали разные вопросы: например, о том, что про Хаджи-Мукана уже есть фильм. На это я ответил, что он снимался в советское время, и поэтому там герой остался в тени, а на передний план вышел Поддубный. В той картине взяли всего лишь два года жизни Мунайтпасова: когда они поехали на один чемпионат. В нашем фильме Поддубного вообще не будет, главным образом является Хаджи-Мукан.
Обидно, что дети во дворе играют в «терминаторов», влюблены в Джеки Чана, а своего героя не знают. Поэтому я очень надеюсь, что после нашего фильма дети в Казахстане начнут играть в Хаджи-Мукана Мунайтпасова. С конца января начался монтажно-тонировочный период, а выпустить фильма в прокат мы планируем осенью 2021 года.
Андрей ЧЕРНЕНКО