НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В АЛМАТИНСКОМ КИНОТЕАТРЕ «АРМАН» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «БАТЫРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ». ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО РЕЖИССЁРА КОНСТАНТИНА ХАРАЛАМПИДИСА И СЦЕНАРИСТА ИЗ АЛМАТЫ КОНСТАНТИНА МАСКАЕВА РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ О РЯДОВЫХ ГЕРОЯХ-ЗНАМЕНОСЦАХ, КОТОРЫЕ В СОСТАВЕ 79-ГО СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА 150-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ШТУРМЕ БЕРЛИНА И ПЕРВЫМИ ВОДРУЗИЛИ НА СТЕНЕ РЕЙХСТАГА ПОБЕДНЫЙ КРАСНЫЙ ФЛАГ [газетная статья].
Фильм снят по заказу Министерства культуры и спорта РК при содействии Государственного центра поддержки национального кино.
ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
– Константин, как вы познакомились с внуком Рахимжана Кошкарбаева?
– Несколько лет назад 22 июня на один из концертов, посвященных трагической дате начала Великой Отечественной войны, которые мы с режиссером Константином Харалампидисом традиционно проводили в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы, Даурен со своей мамой Алиёй принесли портрет деда – Рахимжана Кошкарбаева. Внук героя сказал несколько слов со сцены. Мы обратили внимание, как Даурен рассуждает и о том, какой ценой досталась наша Победа в той страшной войне, о подвиге своего деда. А о себе он тогда скромно заметил: «Я своего знамени ещё не водрузил». Перед нами оказался представитель молодого поколения, который рассуждает здраво и очень достойно.
– Пандемия как-то повлияла на процесс создания картины?
– Можно сказать, что фильм пробивал дорогу к экрану. Съемочный период выпал на время ковидных ограничений. Поэтому от некоторых сцен в Берлине, Кирове (родине Григория Булатова), других местах пришлось отказаться. Мы просто не могли отправить съемочную группу в эти города. Даже съемку военного оркестра у мемориала Воинской славы и Вечного огня в парке 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы сопровождала длительная переписка с Министерством обороны, департаментами муниципалитета, главным санврачом. Это растягивало съемочный процесс, заставляло искать другие локации, менять замысел. Тем не менее кто стремился оказать содействие, тот помогал.
Этот фильм сопровождает и большая трагедия. Не стало двух замечательных людей, наших единомышленников, патриотов, соратников: народного артиста СССР Василия Семёновича Ланового и Батыра Казыбаева, блестящего медиаменеджера, продюсера, автора многих проектов. Василий Семёнович приезжал в Алматы, выступал на открытой площадке у мемориала Воинской славы. Он собирался прочитать в фильме фрагменты книги Рахимжана Кошкарбаева
«Штурм. День 1410-й». Но из-за пандемии не мог приехать. Успел записать на смартфон поздравление с Днем Победы для казахстанцев. Эти кадры и его голос вошли в фильм.
Наш другой герой, Батыр Казыбаев, свое имя при рождении получил от Рахимжана Кошкарбаева. Его отец, известный казахстанский журналист Какимжан Казыбаев, дружил с Рахимжаном Кошкарбаевым, а также с Бауыржаном Момышулы. Батыр рос на примере многих славных героев и достойных представителей своей родины и в своей деятельности уделял памяти о войне очень много внимания. На возглавляемом им ресурсе публиковали очерки о фронтовиках-казахстанцах, тружениках тыла. Цикл публикаций был посвящен и Рахимжану Кошкарбаеву. Мы записали большое интервью с Батыром, где он делится воспоминаниями. К сожалению, это интервью стало последним. Его жизнь оборвал тяжелый недуг.
ОСТАНОВИТЬ МАШИНУ ИСТРЕБЛЕНИЯ
– Как этот фильм повлиял на вас?
– Фашистская Германия ставила перед собой цель истребить целые народы. Она стала не только жестокой и беспримерной машиной смерти – немцы шли уничтожать культуру и память значительной части человечества. И только одна страна, частью которой был и Казахстан, не покорилась и не легла под этот каток, а ценой неимоверных усилий выстояла и победила. Поэтому мое отношение к тому времени и к роли нашего народа невозможно скорректировать.
– В чем основной посыл этого фильма?
– Этот фильм – дань глубокого уважения к героическому прошлому нашего народа. Мы в неоплатном долгу перед нашими отцами и дедами. Перед теми, кто самоотверженно сражался, чтобы победить фашизм в той страшной кровопролитной войне. И примером такой самоотверженной борьбы является подвиг Рахимжана Кошкарбаева и Григория Булатова. Они доблестно воевали весной 1945 года, участвовали в штурме Берлина. А затем на их судьбу выпала великая миссия штурмовать последний оплот фашистов – Рейхстаг и водрузить на его стене победный красный флаг. Они сделали это под градом пуль и осколков, не думая о наградах и почестях. Они ставили свою победную точку в той войне. Вот об этой отваге и хотели мы рассказать. Для меня этот фильм стал возможностью вывести портрет еще одного героя – Даурена Кошкарбаева, славного потомка знаменосца Победы Рахимжана Кошкарбаева. Несмотря на сравнительно молодой возраст, Даурен рассуждает о таких вечных ценностях, как любовь к родине, боевое товарищество, способность к самопожертвованию. Оказывается, мы гораздо худшего мнения о нашей молодежи. И Даурен тому пример. И то, что именно молодой человек говорит с экрана о большом и вечном, вселяет оптимизм.
– Планируете ли вы рассказать истории других героев Великой Отечественной?
– Тема защиты родины на примере героев прошлого и сохранения их памяти не утратила актуальности, особенно на фоне попыток исказить, перевернуть и переписать историю. Поэтому мы ищем и находим примеры и поводы напоминать людям, каким хрупким может быть мир, как он уже был разрушен, и рассказывать, кто его защитил, отстоял и вновь отстроил. Так что мы в теме и в деле.
Гулима ТАДЖИБАЕВА