Когда говорят «Канны», то слушатели чаще всего представляют красную дорожку и мировых звезд на ней. Да, это так. Каждый вечер толпы людей собираются около фестивального дворца на набережной Круазет, чтобы посмотреть на Джонни Деппа, Леонардо ди Каприо, Роберта де Ниро и других кумиров [газетная статья].
Но кроме дорожки здесь происходит много других важных для кинематографа событий: мировые премьеры фильмов, работа кинорынка, презентации национальных павильонов. Сюда съезжаются тысячи профессионалов кино посмотреть лучшее из лучшего и, как говорится, себя показать.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЗАХСКИЙ ПАВИЛЬОН
Спустя три года в Каннах вновь открылся национальный казахский павильон (перерыв был связан с пандемией). Вокруг фестивального дворца расположены белые шатры, в которых размещаются национальные кинопавильоны многих стран мира. И это очень важная работа по представлению нашей кинематографии. Вот уже в третий раз организацию такого павильона – в 2017-м, 2019-м и 2023 году – берет на себя Казахский национальный университет искусств под руководством Айман Мусаходжаевой.
В павильон можно не просто зайти и ознакомиться с кинематографией страны, здесь каждый день проводятся тематические презентации. О состоянии кинорынка рассказал зампредседателя ГЦПНК Бауржан Шукенов, о новых кинопроектах – кинорежиссеры Ерлан Нурмухамбетов, Талгат Теменов, о кинообразовании в Казахстане – Аубакир Сулеев, Инна Смаилова, о документальном кино – Айдос Сейтжан. Я делала презентацию «Кинофестиваль «Евразия» как драйвер кинопроцесса».
Ежедневно павильон посещают десятки людей. Здесь проходят встречи на международном уровне – с CNC (Центр национальной кинематографии Франции), ФИАПФ (Ассоциацией продюсеров), НЕТПАК (Сети по продвижению азиатского кино) и т. д. 17 мая на кинорынке Канн состоялась специальная конференция, посвященная казахскому кино. Следующий этап, который необходимо нам как киноиндустрии осуществить, – открыть стенды на каннском кинорынке, где наши картины будут реально продаваться. Но это уже задача коммерческих структур – киностудии «Казахфильм» и частных студий или объединенные усилия и тех и других.
МОЛОДЁЖЬ ОЦЕНИВАЕТ КЛАССИКОВ
Интересно, что в главной фестивальной программе, международном конкурсе, участвует много мэтров кино, такие как Уэс Андерсон, Нури Билге Джейлан, Вим Вендерс, Аки Каурисмяки, Корееда Хираказу, Марко Белоккио, Кен Лоуч. А жюри фестиваля при этом состоит из одной молодежи. Возглавил его Рубен Эстлунд (Швеция), получивший «Золотую пальмовую ветвь» за «Треугольник печали», также в него вошли актеры Бри Ларсон (США), Пол Дано (США) и Дени Меноше (Франция), режиссеры Атик Рахими (Афганистан), Марьям Тузани (Марокко), Дамиан Сифрон (Аргентина), сценаристы Жулия Дюкурно (Франция), Рунгано Ниони (Замбия). Вот такой оригинальный расклад сделали в этом году организаторы.
Думается, что результат будет абсолютно непредсказуемым. Вряд ли ученики будут раздавать награды учителям по старым заслугам. Думается, что победят действительно интересные фильмы, тем более что очевидна тенденция, что у старшего поколения есть ностальгия по молодости. Таковы картины любимчика Каннского фестиваля турецкого режиссера Нури Билге Джейлана «О сухой траве», «Монстр» японца Корееда Хираказу и «Молодость» китайца Ван Бина. Новое свежее кино – прежде всего на горячие темы сегодняшнего дня. Такова картина тунисского режиссера Кауихер Бен Ханиа «Четыре дочери», единственная в конкурсе документальная картина, рассказывающая о женщине, у которой две дочери из четырех ушли воевать за ИГИЛ.
ОСОБЫЕ ФИЛЬМЫ
Кроме международного конкурса и грандиозных премьер типа «Индиана Джонс и колесо судьбы» или новой картины Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» в Каннах проходят еще три программы: «Особый взгляд», «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики». В каждой из этих программ свое жюри, каждая имеет свой фокус. К примеру, в «Особом взгляде» более экспериментальное кино, этот конкурс больше открыт для, условно говоря, неглавных кинематографий мира. Здесь реже встречаются мэтры. Наши картины «Киллер» Дарежана Омирбаева, «Тюльпан» Сергея Дворцевого, «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова были показаны именно здесь. В «Двухнедельнике режиссеров» участвуют в основном дебютные или вторые фильмы. Мне очень понравился рекламный ролик этого года «Двухнедельника», который показал, как много режиссерских имен открыла миру именно эта программа.
Одна из самых ярких картин, показанных в первой половине фестиваля, была лента «Царство животных» Тома Кайе, ею открылась программа «Особый взгляд». В этой картине по неизвестной причине люди мутируют в животных. А все остальное человечество делится на две категории: те, кто уничтожает этих созданий, и те, кто старается их спасти, потому что в прошлом это члены их семей. Нам показывают пронзительную историю мужчины, чья жена постепенно превращается в животное, более того, на его глазах постепенно происходит мутация и с его сыном. Но это не фильм ужасов, как можно было бы ожидать из описания. Это психологическая драма о том, как люди борются за своих членов семьи. Неистово, иногда безнадежно, но это единственный путь для тех, кто любит. Зал аплодировал фильму минут пятнадцать стоя.
Другая картина, которая заставила заговорить о себе, – «Зона интересов» британца Джонатана Глейзера, рассказывающая о семье, живущей по соседству с лагерем Освенцим. Вроде обычная семья, растят детей, ухаживают за огородом, но извне все время доносятся звуки из лагеря. Это так похоже на наш мир.
Еще мне очень понравился фильм японца Хирокадзу Корээда «Монстр». Спустя семьдесят лет он снял новый «Расемон». История подростка в школе рассказывается с трех точек зрения: его матери одиночки, которая считает, что сына в школе терроризирует учитель, с точки зрения того самого учителя – добряка по сути, и глазами самого мальчика, который живет в прекрасном мире своих фантазий и увлечений. Прекрасную музыку к фильму написал Руичи Сакомото, это была его последняя работа в кино.
Впереди еще треть программы кинофестиваля, и конечно же, за главные призы, я думаю, поборются Уэс Андерсон с его «Астероид сити», Вим Вендерс «Прекрасные дни», Аличе Рорвахер «Химера» наряду с уже названными «Зоной интересов», «Монстром» и фильмом «Четыре дочери».
Гульнара АБИКЕЕВА