Казахстан с его богатым выбором локаций и достаточно продолжительным съёмочным периодом в южной половине страны мог бы стать привлекательным местом для зарубежных кинокомпаний. В частности, наша газета рассказывала о проекте создания кинокластера «Алливуд» в окрестностях Алматы («АиФ Казахстан», No9 от 22.02.23). Но вместо этого отечественную киноиндустрию сопровождают постоянные скандалы [газетная статья].
Достаточно вспомнить план переноса «Казахфильма» в Астану, открытие ресторана в демонстрационном зале Дома кино, публикации режиссера Ермека Турсунова о мутных схемах при государственном финансировании фильмов, снос кинотеатров ради заведений американского фастфуда, борьбу за пост директора главной киностудии страны и пожар на «Казахфильме», во время которого сгорели роскошные исторические декорации фильма «Казахское ханство».
СНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ АННУЛИРОВАТЬ
Казалось бы, перемены начались – Дом кино вернули Союзу кинематографистов, произошла смена руководства Минкульта и Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК), но скандалы не прекратились. Один из новых конфликтов связан с дебютным документальным фильмом известного фотографа Николая Постникова «Образ жизни», созданным при поддержке центра. Этот фильм, который рассказывает о съемках казахстанских кинокартин, не был принят экспертным советом Государственного центра поддержки национального кино.
В заключении ГЦПНК говорится: «Данный кинопроект на защите был позиционирован как летопись всех проектов, которые будут запущены в 2022 году при поддержке центра. Однако при просмотре готового фильма выяснилось, что, во-первых, представлены фотографии только шести кинопроектов. Во-вторых, непонятно, на чём был основан выбор именно данных шести проектов. В-третьих, вызывает вопросы форма, в которой подан материал как слайд-шоу. В-четвёртых, в картине не выдержана общая целостность повествования, нет единого содержания и основы Проект выглядит как обычное слайд-шоу «для тоя» и не несёт в себе информации по определённым картинам. Если убрать название проектов между слайдами, то будет непонятно, где переход от одной картины к другой. Считаем, что материал сделан непрофессионально, не соответствует изначально заявленному содержанию и выделенному бюджету».
НА КАКОЙ КАМЕНЬ НАШЛА КОСА?
Наша газета не раз публиковала прекрасные репортажные снимки Николая Постникова. Большая их часть связана с документальным сериалом Бахыта Каирбекова «Девятая территория мира», рассказывающим о регионах Казахстана. При этом у нас никогда не было повода усомниться в профессионализме этого фотографа. Мы решили узнать его мнение.
– Николай, почему для своего фильма вы выбрали жанр слайд-шоу?
– Этот жанр был оговорен в моем проекте изначально. Идея фильма – презентовать современные проекты казахского кино, реализуемые при поддержке ГЦПНК. Слайд-шоу в силу быстрой смены кадров способно передать гораздо больше информации по сравнению с обычным видеофильмом. То есть зритель может увидеть больше актеров, кинематографистов, костюмов, локаций. Кроме того, я предоставляю центру и Министерству культуры все отснятые фотокадры, которые также можно использовать для продвижения картин и выпуска печатной продукции: буклетов, плакатов, публикаций. По этим кадрам можно не только получить представление о фильмах, но и выбрать места и даже актеров для съемок будущих картин. Я подключил к работе над фильмом композитора Мамеда Садых-Пура. Он создал авторскую музыку ко всем частям фильма, которая позволяет почувствовать дух каждой картины, о которой мы рассказываем.
– Насколько уверенно вы чувствовали себя на питчинге проекта?
– Проект был представлен в Государственном центре поддержки национального кино на питчинге 2021 года и получил одобрение. Но все результаты этого питчинга, в том числе и для других фильмов, были аннулированы. В конце мая – начале июня 2022 года организовали новый питчинг. Мой проект снова одобрили. По плану межведомственная комиссия должна была после этого в течение 10 дней проверить финансовую состоятельность проекта и выделить бюджетные средства для реализации кинопроекта. Но на деле финансирование надолго задержали, в том числе и для других фильмов.
Средства выделили только в начале октября. А фильмы согласно условиям нужно сдать в конце ноября. То есть на съемки осталось всего два месяца. Здесь, конечно, встает вопрос натуры. Но для моего проекта появилась еще одна проблема. Съемки всех фильмов стартуют только в октябре и снимаются в короткий период одновременно в разных местах. Отснять полноценно все эти проекты очень сложно. Мне пришлось прилагать неимоверные усилия, чтобы создать насыщенные репортажи со съемок картин. Благо, некоторые из них режиссеры стали снимать раньше, найдя собственные источники финансирования. В итоге мне удалось спасти свой проект, и в нем отражены съемки шести фильмов.
– В чем корень претензий к вашему фильму? Возможно, они связаны с тем, что это ваш первый дебют?
– Основная претензия в том, что использованы съемки фильмов не только 2022 года. Хотя это условие нигде в договоре не упомянуто. Я лишь сказал во время защиты, что постараюсь максимально охватить фильмы 2022 года, предчувствуя задержку запуска съемок. В итоге комиссия отказывается принимать фильм и требует вернуть выделенные средства. Кстати, мой фильм не единственный, который не приняли. В подобную ситуацию попал анимационный проект прошлого года. Это действительно мой дебют в кино, но я выбрал жанр слайд-шоу, в котором у меня достаточная практика, репортажными фотографиями занимаюсь большую часть своей жизни. Что касается особенностей процедуры одобрения фильмов, то здесь у меня действительно мало опыта.
Как это часто бывает в спорных ситуациях, объективно оценить фильм могут независимые эксперты. Мы выяснили, что высокую оценку фильму «Образ жизни» дали актер и режиссер Асанали Ашимов, киновед Гульнара Абикеева, президент Венгерской ассоциации кинематографистов Габор Сабо, голливудский продюсер Анатолий Фрадиз. Эти люди, в компетенции которых не приходится сомневаться, не обнаружили в фильме признаков слайд-шоу «для тоя». Похоже, что все дело в кадрах. Остается понять в каких.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Оправданный эксперимент
По просьбе «АиФ Казахстан» фильм Николая Постникова «Образ жизни» оценила Гульнара Абикеева, киновед, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана: – У меня сложилось очень хорошее мнение о картине Николая Постникова. В каком-то смысле это экспериментальный фильм в виде слайд-шоу из репортажных фотографий, посвященных съемкам современных казахских кинокартин. Я отношу это к документальному кино. Здесь фактически нет слов, если не считать несколько реплик в начале и конце. Но кадры настолько красноречивы, что зрителю и без слов понятно, что происходит.
Безусловно, к достоинству фильма относится музыка, которую написал известный алматинский музыкант и композитор Мамед Садых-Пур. Особенно пронзительно звучит музыка к новелле о съемках фильма Ардака Амиркулова «Желтоктаган жер». Думаю, что Николай Постников нашел удачное решение, предложив композитору создать авторскую музыку к своей картине.
Этот получасовой документальный фильм состоит из пяти новелл, рассказывающих о съемках различных фильмов. И к каждой из них написана отдельная музыка, которая блестяще передает настроение снимаемой картины и атмосферу съемочной площадки. Для Казахстана это уникальный формат. Я не могу вспомнить из истории казахского кинематографа фильма, который бы так красиво и точно передавал таинство рождения кино. К этому фильму у меня как киноведа нет никаких претензий. Более того, я считаю, что его нужно показывать на международных фестивалях, на телевидении. Этот фильм ценен и сам по себе как творческое произведение, но он также несет очень важную функцию как инструмент продвижения казахских фильмов.
Мне непонятно, по каким критериям он не был принят комиссией. Ситуация выглядит довольно странной. В художественном плане это абсолютно состоявшаяся творческая работа, яркий документальный фильм на очень редкую тему: он рассказывает о том, как снимается современное казахское кино. При этом фильм не содержит слов, то есть не нуждается в переводе и титрах, а значит, доступен в оригинале для международной аудитории.
Олег БЕЛОВ