Примерное время чтения: 5 минут
52

Многовековое наследие древней мудрости

10 сентября в Пекине открылась выставка, посвященная 600-летию завершения строительства Запретного города.
10 сентября в Пекине открылась выставка, посвященная 600-летию завершения строительства Запретного города. / ЦЗЯН ДУН / CHINA DAILY / из газетных материалов

ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД ЯВЛЯЕТСЯ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ БЫЛОЙ СЛАВЫ СТРАНЫ, КОТОРОЕ ЗНАКОМИТ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ С ПЕРЕДОВЫМИ ИДЕЯМИ И ПРАКТИКАМИ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗА ПРОШЕДШИЕ ШЕСТЬ ВЕКОВ. [газетная статья]

Если представить, что тысячелетия, в течение которых Китай строил и восстанавливал дворцы, это эпос, то Запретный город в Пекине можно считать его грандиозной последней главой. Возможно, что предыдущие страницы великой истории были удивительными, но они частично утеряны во время взлетов и падений многочисленных династий, оставив после себя руины, представляющие для специалистов археологические загадки, которые до сих пор не разгаданы.

В самом центре Пекина расположен дворцовый комплекс площадью 720 000 квадратных метров, построенный из дерева и земляного кирпича. Это крупнейшая в мире сохранившаяся постройка такого рода. Этот комплекс с 1420 по 1911 год служил императорским дворцом. В разное время в нем жили 24 императора. В нынешнем году Запретный город празднует 600-летнюю годовщину завершения постройки.

В связи со знаменательным событием галерея Меридианных ворот, расположенных у входа в музей, превратилась в своеобразный вестибюль, принимающий посетителей выставки «Вечное великолепие: шесть веков в Запретном городе».

«За 600 лет нашлось множество событий, о которых можно поговорить, – рассказывает Чжао Пэн, директор отдела архитектурного наследия в музее, являющийся главным куратором выставки. – Лучше сосредоточиться на городе, то есть архитектуре, чтобы увидеть, как создавалось и развивалось это место. Это квинтэссенция мудрости и талантов древних китайцев».

Специалистам было непросто выбрать всего 450 предметов, включая элементы конструкции и императорские реликвии, чтобы развернуть панораму такого архитектурного великолепия. Из всей шестивековой истории для выставки определили 18 знаменательных лет в хронологическом порядке, чтобы продемонстрировать посетителям, как комплекс рос и развивался.

«Эти отрезки времени помогут нам увидеть более масштабную историческую картину», – рассказывает Чжао.

В 1406 году третий император династии Мин (1368-1644 гг.) Чжу Ди предложил перенести столицу государства из Нанкина, современного административного центра провинции Цзянсу, в Пекин. Здесь он когда-то жил, будучи принцем, и мог обеспечить более надежную защиту северных границ.

Возведение комплекса было завершено в 1420 году, после 10 лет подготовки и трех лет масштабного строительства. Столица была официально перенесена в следующем году.

«Удивительной особенностью Запретного города является то, что в нем строго соблюдается определенный порядок, не меняющийся с течением времени, – объясняет Чжао. – Это отражает традиционную черту китайской культуры – придавать особое значение ритуалам и гармонии между людьми и небом».

Запретный город строился в соответствии с правилами, передававшимися на протяжении всей истории Китая.

На выставке демонстрируется книга «Каогунцзи» («Записки о ремеслах») предположительно написанная в Период весен и осеней (770-476 гг. до н. э.), где изложены основы дворцового строительства. Она включена в классический китайский фундаментальный труд «Чжоуские ритуалы».

В книге «Записки о ремеслах» даны указания о симметричной планировке столичных городов, в центре которых должен располагаться дворец, сориентированный по оси север – юг. Исторические районы современного Пекина, включая Запретный город, точно следуют древнему правилу.

 «В конце концов этот совершенный план, существующий уже более 2000 лет, достиг кульминации своего развития после его идеального воплощения в Пекине», – рассказывает Чжао.

Ритуалы отражены с использованием архитектурных деталей.

Например, в одном только Зале высшей гармонии, самом престижном здании дворца, где проводились важнейшие церемонии, можно разместить 10 скульптур божеств в виде украшений крыши. Чем меньше на крыше декора, тем ниже статус здания.

Фасад также включает 11 комнат, больше всего в комплексе. (В архитектуре древнего Китая комната, или цзянь, представляет собой четырехугольное внутреннее пространство между четырьмя колоннами.)

Врата высшей гармонии (Тайхэмэнь) – одно из самых популярных мест среди посетителей дворцового комплекса.
Врата высшей гармонии (Тайхэмэнь) – одно из самых популярных мест среди посетителей дворцового комплекса. Фото: из газетных материалов/ ПРЕДОСТАВЛЕНО CHINA DAILY

Форма крыши – еще один важный показатель статуса здания. К примеру, крыша Зала высшей гармонии – это четырехскатная вальмовая крыша с двумя карнизами, имеющая изогнутые и выступающие края. Такой дизайн использовался только при постройке зданий самого высокого уровня.

В 1734 году император династии Цин (1644-1911 гг.) Юнчжэн выпустил официальное руководство по строительству дворцов в книге, содержащей более 2700 страниц. В монументальном труде регулируются архитектурные параметры, такие как размеры колонн и декор крыши, что, по словам Чжао, представляет собой эталон интеграции ритуалов в китайскую архитектуру.

Ван Кайхао

Оцените материал
Оставить комментарий (0)