ПО МНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРИТИКОВ, В ПЕСНЯХ ЮЛИИ БАЛАБАНОВОЙ СОЕДИНЯЮТСЯ НЕЖНОСТЬ И ГЛУБИНА. БЛАГОДАРЯ СВОЕМУ ТАЛАНТУ ОНА НЕОДНОКРАТНО СТАНОВИЛАСЬ ЛАУРЕАТОМ НА МНОГИХ ПРЕСТИЖНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ: «ПЛАТФОРМА», «ГРИНЛАНДИЯ», «ВТОРОЙ КАНАЛ ГРУШИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ» И ДРУГИХ. [газетная статья]
23 июня нынешнего года состоится первый сольный концерт Юлии Балабановой в Алма-Ате. Российская поэтесса и музыкант, выступающая в стиле фолк-энд-блюз, выйдет на сцену местной инструментальной группой Dois.
– Юлия, вы назвали свой первый сольный концерт в Казахстане Blues&Ballads. Не кажется ли вам, что это больше определение жанра, чем название?
– «Блюзы и баллады» – довольно распространённое название концертных программ и альбомов среди музыкантов, которых я люблю: Эрика Клэптона, Гарри Мура и других. Так что, с одной стороны, это дань близкой мне традиции. С другой – хотелось подчеркнуть именно музыкальную, а не текстовую составляющую своего творчества. Об этом писал еще Боб Дилан: «Музыканты всегда знали, что мои песни – не только слова, однако люди по большей части не музыканты».
Мы привыкли искать смысл песни в текстах. Поэтому слушателям порой кажется, что концерт тоже должен называться какими-то громкими словами, как статья или книга. Подобная зацикленность особенно свойственна русскоязычной культуре. Но я была очень удивлена, когда встречала тёплый приём у аудитории, ни слова не понимающей по-русски. У меня проходили сольные концерты в Болгарии, Румынии, Египте. Все они заканчивались с огромной эмоциональной отдачей от зрителей. И я поняла, что дело не в словах. Интонация, голос, какая-то музыкальная магия, которая возникает в момент исполнения, несут в себе не меньше смысла. А блюзы и баллады – музыка, которая интонационно мне наиболее близка.
– У вас много песен, посвящённых женщинам. Например, «Грудная клетка не заперта» и хулиганский «Гимн клуба недостаточно хороших девушек». Значит ли это, что на ваши концерты ходят преимущественно представительницы женского пола?
– Статистически женщины на мои концентры, пожалуй, ходят чаще. Но, за исключением какого-нибудь панк-рока, их всегда на любых концертах больше, чем мужчин. Они более активны и любопытны. Я несколько лет руководила частной филармонией в Перми и подметила, что на концертах самых разных музыкальных стилей и направлений 60-70% зала – девушки и дамы.
Не сказала бы, что пишу только для женщин. Я пишу про себя. Честно, иногда жёстко. Но так уж сложилось, что мой личный опыт, отражённый в песнях, – опыт зрелой женщины, матери двоих сыновей, музыканта. Давно замечала, что, когда автор предельно честно и точно пишет про себя, многим кажется, что это про них. Даже если это люди другого пола!
– На концертных площадках Алма-Аты артисты нередко выступают под минусовые фонограммы. Можете ли вы себе такое позволить?
– Если бы у меня была задача заработать голосом «на хлеб», то возможно. Но музыка для меня прежде всего магия, уникальный опыт сопереживания с моими музыкантами, со слушателями. Поэтому никакой фонограммы, только полностью живой звук.
– Правда ли, что у вас есть идея выступить с вашими музыкантами на одной из пешеходных улиц города? Зачем это нужно профессионалам?
– Это ещё одна степень свободы. Свободы от конъюнктуры концертной площадки, от собственных страхов и предрассудков. Улица – очень честное место. Она показывает, сколько ты стоишь и сможешь ли, без афиш и громкой рекламы, одной своей музыкой заслужить внимание и любовь людей. Но всё-таки лучше послушать песни в зале, там очень хороший звук, которого не добиться на улице!
Олег БЕЛОВ. Фото из архива Юлии Балабановой