У КАЖДОГО МЕГАПОЛИСА ЕСТЬ СВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. ТЕМ БОЛЕЕ ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕ. В АЛМАТЫ НА ЭТУ РОЛЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРЕТЕНДУЕТ АЛЬМАНАХ LITERRA NOVA, ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ВЫПУСКА КОТОРОГО ОЖИДАЕТСЯ В МАЕ ЭТОГО ГОДА. [газетная статья]
Корреспонденту «АиФ» удалось первым увидеть страницы будущего издания и встретиться с его главным редактором Фархатом Тамендаровым. На первой странице обозначено и первоначальное название альманаха – «Литературная Алма-Ата». Вот уже два десятка лет это издание публикует писателей, поэтов, литературных критиков, краеведов и показывает, как бьется литературное сердце южной столицы.
– Фархат, предыдущий номер вышел в 2018 году. Чем был вызван трехлетний перерыв?
– Мы стремимся к тому, чтобы печататься раз в год, но не всегда это удается. Нас спасает то, что по определению альманах – это непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей. В этом смысле наше издание полностью соответствует своему определению. В 2019 году альманах не вышел по причине моего нездоровья. В 2020 году – по причине нездоровья всего мира. Но мы перестроились, многое осознали. Поняли, что надо быть чистыми не только телом, но и душой.
Старые ценности – безудержное потребление, брендовая одежда, машины, телефоны, дорогие дома, яхты и признание толпы – все это оказалось пылью. Впрочем, как и вся жизнь, которая зависит от алчности и тщеславия. Только перезагрузив свое внутреннее сознание, мы спасем себя. Земля дает нам еще один шанс. Я боялся, что за это время умрет и альманах, но он выжил. Я понял, что он нужен людям и городу.
– Произошла ли какая-то перезагрузка в финансировании альманаха? Ведь, по сути, издание является имиджевым проектом культуры Алматы и могло бы рассчитывать на поддержку государства.
– К сожалению, за все эти годы мы не получали поддержки городской администрации. Этот выпуск, также как и предыдущие, издан на наши частные средства. Хотя офсетная печать в последнее время заметно подорожала. Я благодарен Орынбаю Жанайдарову и Людмиле Лазаревой, которые с головой погрузились в создание нового номера и оказали решающую поддержку. И вместе с выпускающей группой мы опубликовали в новом выпуске около 130 авторов.
– Похоже, это самое объемное издание за вашу историю – 428 страниц. Это вызвано перерывом?
– Открывает альманах стихотворение Олжаса Сулейменова «Дикое поле». Хотя оно было написано в 1963 году, эти строки точно перекликаются и с сегодняшним временем. Невольно задумываешься о том, что большие поэты – это всегда и пророки. Наряду с известными поэтами, такими как Бахытжан Канапьянов, Сагин-Герей Байменов, Ольга Шиленко, в альманахе рекордное количество новых имен. Прежде всего это лучшие выпускники Открытой литературной школы Алматы.
– Почему в этом номере нет юмористической рубрики?
– Возможно, к этому не очень располагает нынешнее время. Зато у нас появились новые рубрики: «Фантастика» и «Детская литература». Я быхотел отметить Ксению Земскову и Елену Клепикову, которые отразили наши дни в повести «Карантинные человечки». Это своеобразное отражение коронакризиса в душе ребенка, как он противостоит этой напасти, какие ему снятся сны.
Кроме литераторов и критиков в альманахе, как обычно, есть раздел «История и современность», в которой представлены статьи Владимира Проскурина, Мурата Уали, Исмаилжана Иминова. Есть также материалы, посвященные юбилеям, в том числе 175-летию Жамбыла Жабаева и 90-летию Мукагали Макатаева. В разделе «Критика и литературоведение» хотел бы отметить статью Греты Соловьевой о философии Абая.
– Ваш альманах включает не только алматинских авторов?
– В рубрике «Наши гости» представлены наши российские коллеги: Сергей Шаргунов (главный редактор журнала «Юность») с отрывком из книги «Свои» и поэты Дмитрий Воденников и Сагидаш Зулкарнаева, а также авторы из казахстанского города Рудный.
– Кто из новичков наиболее впечатлил вас?
– Для меня главным открытием стал 17-летный автор из Кокшетау Нурсултан Сарбай. Я возглавлял жюри конкурса детской литературы, и два года назад он прислал рассказ «Пряник». Нурсултан поразил всех членов жюри своим талантом, и мы присудили ему Гран-при. Это произошло впервые в истории конкурса. Его новое произведение – рассказ «Новенькая» – мы опубликовали в нашем альманахе в рубрике «Дебют». Это очень необычное повествование по своей композиции.
Я удивляюсь, как автор в 17 лет создает такое. Рассказ начинается с эпилога, а заканчивается прологом. Поэтому его хочется перечитывать заново. Для нашего альманаха, как и для всей планеты, 2020-й стал годом обнуления. Но я надеюсь, что в 2021 году возникнет новая сила, которая поможет нам преодолеть все напасти. На страницах своего альманаха мы ее почувствовали.
Олег БЕЛОВ