Примерное время чтения: 3 минуты
28

Культурный диалог на Шёлковом пути  

Дмитрий ТОПОРОВ / kzaif.kz

Шедевры из собрания Национального художественного музея Китая выставлены в стенах Государственного музея искусств РК им. Кастеева. В 2018 году ГМИ вошёл в Альянс музеев и галерей Шёлкового пути, который был создан по инициативе Национального художественного музея Китая, находящегося в Пекине. Идея этой выставки возникла более года назад.

 – В пространстве этой выставки мы можем наблюдать своеобразный момент перехода от традиционной китайской живописи гохуа, это в основном пейзажные композиции тушью на бумаге вплоть до тенденций, характерных европейскому искусству, – рассказывает куратор выставки Екатерина Резникова. – Выставка включает в себя около 50 экспонатов и представляет живопись, графику, традиционную каллиграфию, а также скульптурные композиции из бронзы, мрамора и других материалов. Эта выставка, которая продлится до третьего августа, знакомит нас с наиболее интересными явлениями и персоналиями китайского искусства с середины XX века до наших дней.

Национальный художественный музей Китая постоянно обращается к международному художественному диалогу. Культурные мосты наводятся не только с Казахстаном. За последние несколько лет подобные выставки проводились во Франции, Греции, Мексике, Таиланде и других странах. Этот своеобразный диалог цивилизаций позволяет улучшить взаимопонимание самых разных культур через искусство.

– Среди традиционных стилей китайской живописи мы можем здесь видеть и наиболее известный стиль, который вошёл в историю под названием шань – шуй («горы – воды»), воплощающий женское и мужское начала, – продолжает искусствовед. – Это хуа-няо, стиль живописи, посвящённый изображению цветов и птиц. Это внимательный взгляд философов, наблюдателей, художников, которые умеют видеть прекрасное, ценить окружающий мир, истинно наслаждаться им и передавать это в своих произведениях. Интересны моменты, связанные с определённой спонтанностью, импровизационностью, присущие, в первую очередь, искусству каллиграфии. Это ведь на самом деле такой очень синтетический приём, который проникает в поэзию, живопись и каллиграфию. Это специфический момент созерцательности, характерный именно для Востока. И поразительно, что даже в пейзажах эти моменты панорамности, охвата... Понятно, что они следуют за натурой, но они очень сильно преображают её. И даже этот принцип китайской живописи, когда пустота пространства листа говорит не меньше, чем его заполненность. И эти моменты, связанные скорее с философскими категориями, нежели с живописными приёмами и принципами, безусловно, глубочайшая и интереснейшая культура, к которой у нас сегодня есть возможность прикоснуться.

Искусство идей (отсюда и название выставки) – это своеобразный духовный символ китайской эстетики, образно выражающий чувства и стремящийся к философской грани единства природы и человека. Как гласит древняя китайская теория живописи, «художник должен считать природу своим наставником, почувствовать ее, и тогда получится настоящее искусство».

Дмитрий ТОПОРОВ

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых