Примерное время чтения: 3 минуты
70

Куда плывёт кораблик

В Алматы снимают детективный мини-сериал «Особенный доктор», где играет Марта Перминова, девочка с синдромом Дауна [газетная статья].

Показ пилотной серии состоялся в декабре. Партнерами Марты стали профессиональные актеры Азиз Бейшеналиев и Галина Табала. Для режиссера-постановщика и автора сценария фильма Софии Витвер 10-летняя «солнечная» Марта не просто исполнительница главной роли. Это её дочь, и сюжет фильма рождён из собственного опыта их семьи.

А опыт в том, что особенные дети нередко обладают поразительными талантами. Фильм это доказывает со всей очевидностью.

Но жизнь, как известно, гораздо богаче любых прихотливых сюжетов. Сегодня эта московская девочка учится в алматинской инклюзивной школе Insight, и семья считает, что им очень повезло. Все вместе они оказались в удивительной атмосфере дружелюбия, эмпатии и сердечности созданной организаторами общественного фонда Центр социально-инклюзивных программ, которым руководит Салтанат Мурзалинова-Яковлева. Центр на днях отметил своё пятиление.

Школа по нынешним временам крошечная, в ней всего 150 учеников. При этом она «штучная», и что особенно ценно – в ней успешно отрабатывается модель детского равенства, родительского участия и глубокого педагогического профессионализма. В «Инсайте» треть детей с особыми нуждами. Хотя это не более чем данность, настолько гармонична их включенность в среду нормотипичных, как сейчас принято говорить, детей. Они все учатся быть равными, потому что им предстоит жить в одном обществе. Образовательные госстандарты выполняются как положено, только на более высоком уровне, потому что в каждомклассе кроме педагога есть его ассистент по инклюзии и дефектолог. В таком сочетании при полной взаимосвязи у каждого своя задача. Если ребенок с проблемами в развитии отвлечётся от урока, станет вести себя слишком заметно для остальных, с ним аккуратно и ласково позанимаются отдельно, вне кабинета, а дальше он спокойно вернется к себе в класс.

Учеников здесь делят на группы только по уровню знаний, вся остальная школьная жизнь происходит совместно. Дети снимают видео из жизни «приготовишек», это один из проектов фонда для малышей. В декабре полным составом участвовали в благотворительной ярмарке, которая проводилась в КИМЭПе в рамках фестиваля практической психологии. Собирали средства для помощи девятикласснику Саги, у которого ДЦП, а курс реабилитации стоит полмиллиона тенге. Готовясь к ярмарке, ребята красили шоперы, чтобы у народа было побольше причин для покупки. Так у детей, но одновременно и у их взрослого окружения развивается социально-эмоциональный интеллект. Проще говоря, высокая степень сочувствия друг к другу.

Один из признаков, что гражданское общество у нас набирает силу и ценностное содержание, как раз такие вот проявления социальной активности и взаимопомощи. Понятие инклюзии становится шире, оно не только в том, чтобы поднять ребенка в инвалидной коляске на этаж или везде приспособить пандусы. И даже не в том, чтобы таких школ, как «Инсайт», стало больше. Кстати, согласно государственной программе развития образования и науки к 2025 году 100 процентов школ должны создать условия для инклюзивного образования. Поживём – увидим… В инклюзии по большому счёту нуждается не одно образование, но и вся наша жизнь. Верным курсом плывёт маленький школьный кораблик с Мартой Перминовой и другими детьми на борту.

Виктория СВЕТЛОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)