Примерное время чтения: 4 минуты
115

«Корсар» на высокой волне

ДЕЯТЕЛЯМ СФЕРЫ ИСКУССТВА ПРИХОДИТСЯ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО В СЛОЖИВШИХСЯ КАРАНТИННЫХ УСЛОВИЯХ. НО ВОЗМОЖНО, ИМЕННО ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СТАЛИ ПРИЧИНОЙ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ПРЕМЬЕРА «КОРСАРА» АДОЛЬФА АДАНА В ГОСУДАРСТВЕННОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. АБАЯ ВЫЗВАЛА У ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ В ЗАЛЕ СТОЛЬ ТРЕПЕТНЫЕ ЧУВСТВА. [газетная статья]

 Изначально премьеру запланировали на весну нынешнего года, но из-за введенного в марте карантина работу над балетом пришлось приостановить, а сам показ отложить на неопределенное время.

Новый «Корсар» – первое детище театра после жестких карантинных ограничений. Балет французского композитора Адольфа Адана часто называют его лебединой песней – менее чем через четыре месяца после мировой премьеры, состоявшейся в 1856 году в Grand Opera, он покинул этот мир. «Корсар» входит в золотой фонд мирового балетного репертуара и является такой же классикой, как «Жизель» и «Сильфида». Это романтическая история о любви, проникнутая духом приключений, основана на одноименной поэме Байрона.

Стоит отметить, что музыка «Корсара» содержит менее яркие выразительные индивидуальные характеристики, нежели более ранние балеты Адана, именно поэтому в различных постановках использовались многочисленные вставки музыкальных эпизодов из произведений других композиторов.

-

Это же происходит и в новой постановке Казахского государственного театра. Существует огромное множество постановок «Корсара», осуществленных в течение последних ста лет, их основу составляла музыка Адольфа Адана, оркестрованная самим автором, а также фрагменты, написанные другими композиторами, такими как Минкус, Дворжак, Дриго, Чайковский, Корнблит.

По словам дирижера-постановщика симфонического оркестра ГАТОБ им. Абая Ерболата Ахмедьярова, в новой постановке театр попытался добиться наиболее интересного звучания оркестра. Ярким моментом новой версии является вставной номер для музыкального антракта, в котором использовалась увертюра к опере Адольфа Адана «Нюрнбергская кукла». Подобные детали позволяют заметить, что балет отличается истинно французским изяществом, хорошим вкусом, яркостью изобразительных моментов и особой танцевальностью.

О последнем можно говорить, наблюдая на сцене обновленную хореографию балета. Главным балетмейстером-постановщиком выступила народная артистка РК Гульжан Туткибаева. Среди прочих нововведений постановка отличается улучшенной сценографией.

«Есть те фрагменты, которые считаются классическими, но есть и то, что не использовалось в нашей старой версии, – говорит Гульжан Туткибаева.

– Сейчас присутствует много танцевальных мизансцен. Нам хотелось сделать больше непрерывных действий, чтобы зрителю не было скучно. Ключевые танцевальные фрагменты, которые считаются мировой классикой, конечно, остались в неизменном виде: па-де-де, различные вариации, танец в оживленном саду, танец корсаров – все это было сделано и в моей редакции как хореографа».

Кроме того, именно Гульжан Туткибаевой принадлежала идея реализовать рекордное количество премьерных составов, а именно четыре вместо стандартных двух. По словам балетмейстера-постановщика, она очень хотела поддержать артистов театра после долго перерыва, связанного с карантинными ограничениями.

-

Эти же трудности поспособствовали развитию еще одной сложной ситуации, возникшей во время работы над постановкой. Художником-сценографом новой версии «Корсара» является итальянский художник Вильям Орланди, однако из-за пандемии связь с ним прервалась. Он успел предоставить театру лишь эскизы декораций.

Руководство оперного театра приняло решение пригласить в качестве ассистента известного казахстанского театрального художника Есенгельды Туякова. По его словам, работа над декорациями без точных наставлений автора представляла собой определенную сложность, но он высоко оценил возможность сотрудничества с представителем иной художественной культуры.

Сложившаяся ситуация в итоге позволила итальянским декорациям все же быть представленными зрителю. А долгожданная премьера «Корсара» прошла с большим успехом и стала прекрасным подарком ценителям балета.

Александра ЧЕРЕЗОВА. Фото из архива ГАТОБ им. Абая

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых