Несколько лет назад на телеканале «Хабар» вышла передача «Сенат аксакалов». В январе 2022 года руководство почему-то закрыло эту программу, хотя на совете мы обсуждали интересные вопросы. Например: как произошел Наурыз? Я выступил и поделился со зрителями этим знанием [газетная статья].
Когда-то около двух с половиной тысячелетий назад год изображали в виде круга. Потом круг разбили на 365 делений и сгруппировали на 12 месяцев. Европейцы разделили круг пополам вертикальной чертой: Там, где эта черта вышла вверх, получилось 23 декабря, там, где ушла вниз, – 22 июня. Так жрецы древности, осваивая время, пришли к делению: одна половина года холодная, другая – тёплая.
Теплая начинается 23 декабря и продолжается до 22 июня. С 23 декабря прибавляется по секундочке светлого дня и тепла. А 22 июня начинается холодная половина, и тепло убывает до 23 декабря. Так западные мыслители разбили год на две части – холодную и тёплую, светлую и тёмную.
- 22 июня сохранилось в Европе. У славян этот день Янки Купалы, когда идет настоящий праздник – конец тёплого сезона и начало холодного. В эту ночь зажигают костры и прыгают через них. Христианами этот день преобразован в праздник Рождества Иоанна Предтечи (согласно евангельским преданиям бывшего старше Христа ровно на 6 месяцев). В некоторых славянских наречиях – праздник Ярилы.
- 23 декабря – начало новой, тёплой половины. Но из-за того что христиане адаптировали этот день и назвали Рождеством Христовым, пришлось перенести начало нового года: у православных эта дата на две недели ушла в начало января. Древние персы создали свой круг времени, проведя горизонтальную черту через европейскую окружность. На чертеже возник крест, и человеком были осознаны четыре сезона: весна, лето, осень, зима.
Одна из линий этого креста вышла 22 марта. Значит, в этой части тёплая половина с новым днем начинается 22 марта. Так в Иране возник Новруз (Новый год). А где-то в октябре, 22 октября, вышел другой конец. Сейчас это давно забытая дата, но когда-то отмечали и күз күні. Здесь зимний период начинается 23 октября.
Мыслители человечества усвоили общее знание, заимствовав у иранцев Новруз, а у северных европейцев Новый год. Изначально Наурыз был не праздником, а научным подходом к осмыслению и освоению времени года. А позднее стал просто народным праздником весны и обновления – көктем, когда все зеленеет и пробуждается. Так встретились знания Востока и Запада в общих чертежах.
МЫ ОСВАИВАЕМ ОБЩИЕ ЗНАНИЯ КАК ПРАЗДНИКИ
Новый год отмечают на Севере с обязательным атрибутом – елкой, потому что ель – там вечнозеленое растение. Елка нужна была, чтобы показать: Новый год – это начало, обновление и появление зелени. А елка с игрушками – это уже цветущее дерево с плодами.
Начало года с весеннего месяца обновления природы – естественно и логично. В латинском сохранился этот порядок: начало холода – сентябрь (september) – 7-й месяц, октябрь (october) – 8-й, ноябрь (november) – 9-й, декабрь (december) – 10-й.
У казахов были свои памятные названия месяцев. Декабрь когда– то называли соғым ай. Это определение декабря сохранилось в одном из тюркских языков, в караимском (а март у них – суйунчи ай). Наш терминком зачем-то придумал для декабря псевдопоэтическое желтоқсан («90 ветров»), когда имелось точное хозяйственное определение соғым ай – месяц забоя скота. Кочевники так поступали, чтобы не кормить скот зимой, когда уже нет ни травы, ни сена. Эти знания мы должны восстанавливать, узнавать историю нашего древнего календаря, который складывался тысячелетиями естественной истории.
В «Сенате аксакалов» я рассказал об этом, когда нам предложили высказаться по поводу празднования Наурыза. Для чего аксакалы собираются? Аксакалы собираются, чтобы внушить знания новым поколениям: молодежи, студентам, школьникам. Что они знают об этом Наурызе, что знают о Новом годе? Важно, чтобы школьники знали причины возникновения таких дат. Это будет правильное и нужное знание. Для этого мы когда-то создали свой совет аксакалов. А невежественные руководители республики его почему-то закрыли.
Необходимо воспользоваться отпущенным нам временем и внушить знания, когда они есть. Чтобы наши дети знали уже со школьной скамьи истоки и причины появления всех исторических дат. А как они к ним отнесутся, будет зависеть от их степени развитости.
В КАРГОПОЛЕ, ВСПОМИНАЯ ВЕСНУ
Суховеи-янычары, отложите ятаганы,
осушайте маков чары, маем полные стаканы!
Пусть на празднике Ярилы задымит ярмо на дышле
серость души якорила, толпы «я» в просторы вышли.
В рост идут невыносимые, лопается лед оков,
«я» восходят, как озимые, из-под холода веков.
В каждой лошаденке снулой встрепенулся конь Пегас,
в каждом карасе проснулась золотая рыба язь.
Заштормило тихий пруд, волны «я» на берег прут,
на траве глубинный дар – пламенеющий янтарь.
В лоск бусой, от света пьяный, угрожая и моля,
из булыги лезет яхонт – ослепительное «я».
«Я» желает миру лучшего,
помогает несчастливым, каждому, в морях заблудшему, –
голубя и лист оливы, каждой женщине – по яблоку,
всем орфеям – по дельфину (тонущим подставить спину),
кто не понял, тем – по ялику.
1980 г
Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, директор Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО