Примерное время чтения: 4 минуты
217

История войны «белорусского» батыра

Яркий казахстанский фильм о Великой Отечественной испытывает проблемы с прокатом

В АЛМА-АТЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ВОЕННОЙ ДРАМЫ «ЛЕТО 1941 ГОДА» РЕЖИССЁРА БЕКБУЛАТА ШЕКЕРОВА О КАЗАХСКОМ ГЕРОЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ЛЕГЕНДАРНОМ ПАРТИЗАНЕ АДИ ШАРИПОВЕ. ЭТО РЕДКИЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК ДЕБЮТНАЯ РАБОТА В ПОЛНОМЕТРАЖНОМ КИНО ОКАЗАЛАСЬ НАСТОЯЩЕЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ САГОЙ О НАШЕЙ СОВМЕСТНОЙ ИСТОРИИ, КОГДА ЛЮДИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВСТАЛИ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СВОЮ ОБЩУЮ РОДИНУ ОТ ФАШИСТСКОЙ ОРДЫ. [газетная статья]

БЕССТРАШНЫЙ ОТРЯД САШКИ-КАЗАХА

Фильм основан на реальных фактах из фронтовой биографии известного учёного, писателя и общественного деятеля. В ряды РККА Ади Шарипов попал в феврале 1940 года. Он служил в Западной Белоруссии под городом Гродно, практически на границе. 22 июня 1941 года взвод лейтенанта Шарипова, приняв бой, два дня прикрывал отход штаба полка на гродненском направлении у деревни Короб, пока не попал в окружение. При отсутствии связи с командованием Ади Шарипов принял решение остаться в тылу врага и продолжить боевые действия.

То, что решение оказалось правильным, позже подтвердило командование, когда, добыв рацию, группа Шарипова вышла на связь. От взвода к тому времени осталось только 11 человек, но партизанский отряд стал разрастаться за счет жителей местных деревень. Так в белорусских лесах появился отряд легендарного Сашки-казаха.

В ПЛЕН НЕ БРАТЬ…

Фильм охватывает отрезок жизни Ади Шарипова в 28 месяцев: от первого боя в июне 1941 года до тяжелого ранения в 1944 году. Поначалу сюжет киноленты сильно напоминает военную драму «Отряд» «Литовской киностудии» образца 1985 года. С каждым новым военным эпизодом, будь то преследование фашистов или попытка разжиться едой в деревне, маленькая группа Шарипова теряет людей. Немцы сбрасывают над лесом листовки: «Сдавайтесь!». Один из бойцов, усомнившись в дальнейшей целесообразности борьбы, хочет уйти домой…

Ади Шарипов в исполнении российского актёра казахстанского происхождения Азамата Нугманова внешне сдержан и интеллигентен, но внутренне подобен стали. Его бойцы могут сомневаться, негодовать, но последнее слово остаётся за командиром. На их глазах гитлеровцы убивают местных жителей просто так, как неполноценных людей. И потому Шарипов не берёт в плен врагов.

Сюжет двухчасовой кинокартины сжат и лихо закручен. Тут и батальные эпизоды (это война, и кровь льётся рекой), сцены гибели натуралистичны, без сочувствия к зрителю, и детективная фабула, когда в отряд Шарипова внедряют фашистского агента по кличке Пастор, и тонко очерченные лирические линии зарождающихся первых чувств между героями отряда, которые обрываются без продолжения, – это война!

ДОРОГАЯ ЦЕНА ПОБЕДЫ

В фильме нет победного пафоса. Логика войны в нем причудлива и жестока: люди одинаково гибнут и в 1941 году, и в 1944-м, накануне освобождения. Причём Бекбулат Шекеров снимает свой фильм как бы изнутри, в стиле легендарного кинорежиссёра-фронтовика Мажита Бегалина, когда в батальных (и не только) сценах создаётся ощущение, что ты тоже находишься там, за гранью киноэкрана, и являешься непосредственным участником происходящих событий. Передохнуть зрителю дают лишь в тех сценах, когда сон или мечты уносят главного героя в родную степь или на джайляу к жене и детям.

Большая часть картины снималась в Белоруссии, в Смолевическом районе Минской области, где оборудован целый полигон для съёмок военных фильмов, есть техника того времени и всё, что необходимо. Кинокартина снята частной компанией «Медетфильм» при содействии Государственного национального центра поддержки кинематографа Казахстана и участии компании «Беларуськино» (не путать с киностудией «Беларусьфильм»).

Первый показ публика встретила аплодисментами. Но прокатная судьба этой картины не обещает стать легкой. «Хотя военно-патриотическое воспитание никто не отменял (это наша история), не все частные компании Казахстана, занимающиеся дистрибуцией отечественного кино, согласились взять фильм в прокат, мотивируя это «неформатом» кинокартины в нынешних условиях, – призналась продюсер Зарина Кисикова. – Центр поддержки кино от проката киноленты тоже самоустранился. В итоге сейчас невозможно запустить «Лето 1941 года» в прокат в России и Беларуси. А ведь это наша история, и она навсегда останется общей. Мы помним о войне и о том, какой дорогой ценой досталась Победа».

Андрей ЧЕРНЕНКО

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых