Примерное время чтения: 6 минут
137

Голос как музыкальный инструмент  

Одним из наиболее требовательных видов музыкального искусства является джазовый вокал. Он в корне отличается от всех остальных видов вокала – попсового, рокового или оперного. Поскольку голос в джазе – это не просто голос, а музыкальный инструмент, который практически во всех произведениях наравне со всеми вступает в импровизацию, подчеркивая сложную гармонию и замысловатый ритм. В этом и есть великое искусство и завораживающая красота джазового пения [газетная статья].

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Открывшийся стараниями екатеринбургских джазменов в Алматы клуб EverJazz стал поистине великолепной площадкой, раскрывающей музыкальные таланты. Его особенность в том, что туда может прийти любой желающий музыкант и показать все, на что он способен. И тем самым реализовать свои таланты и умения. Благодарная публика, собирающаяся в клубе каждый вечер, все оценит по достоинству.

Это место дало возможность алматинцам осознать, что их город имеет хорошие и давние джазовые традиции. Именно здесь многие алматинские любители джаза узнали, что первые джазмены в Алматы появились ровно тогда, когда в 60-е годы по разнарядке ЦК ВЛКСМ (что было веянием хрущевской оттепели) первые джаз-клубы открылись в Москве.

Это были истинные энтузиасты, сделавшие очень много для популяризации джаза в этом городе. И именно благодаря им тут зародились джазовые традиции, которые, как оказалось, сохраняются и поддерживаются до сих пор. И если до недавнего времени алматинские джазмены выступали в неизвестных широкой публике неприметных местах, то сегодня все по-другому. Послушать качественный джаз в южной столице в самых комфортных условиях может любой желающий.

В своих предыдущих статьях о джазе мы поговорили с инструменталистами, рассказавшими нам много интересного о специфике этого музыкального жанра. Сегодня предлагаем вашему вниманию беседу с молодой и очень талантливой алматинской джазовой певицей Екатериной Хоменковой.

– Существует устоявшееся мнение, что джаз – это удел зрелых музыкантов. Но, глядя на тебя, этого не скажешь. Как ты пришла к джазовому вокалу?

– Начну с того, что мой отец – джазовый пианист Виктор Хоменков. Поэтому джаз звучал и звучит у нас дома всегда. Так что ничего странного в том, что я с детства легко воспринимаю музыку, построенную на диссонансах, на ломаных ритмах и сложных гармониях.

– Ну ты ведь не сразу стала петь джаз?

– Конечно. Вначале я пела в детском хоре. Мне нравилось петь, выступать на школьных концертах. Потом я поступила в колледж на класс гитары, так как на начальном этапе просто не знала, куда поступать. Это был неосознанный выбор. Проучилась один год. Поняла, что не мое, и перешла на класс фортепиано. Его и окончила. Во время учебы мы с ребятами создали музыкальный коллектив, в котором исполняли джазовые стандарты с импровизациями. Выступали на разных площадках Алматы – в ресторанах, барах и т.д. И тогда я поняла, что мне нравится петь джаз. Мне было приятно копаться в нотах, учить материал, разбирать его, обращать внимание на то, что одно и то же произведение разными исполнителями исполняется по-разному. Я почувствовала, что в джазовом вокале присутствует внутренняя свобода. Именно тогда я очень четко поняла, что конкретно я люблю. И мне стало казаться, что у меня что-то получается. Захотелось продолжить образование, чтобы повысить свой уровень. И поэтому в дальнейшем я уехала учиться джазовому вокалу и импровизации в Италию. Я очень благодарна судьбе за то, что моим преподавателем была известная итальянская джазовая певица Диана Торто. Хотя в то время даже не осознавала, какого высокого уровня у меня наставник.

– Кто из исполнителей являются твоими кумирами?

– Сара Воан прежде всего. Мой отец тоже ее очень любит. И он мне посоветовал ее слушать. Она невероятная. По моему мнению, величайшая джазовая певица всех времен и народов. И для меня – однозначно номер один. Конечно же, Элла Фицджеральд… А вообще таких исполнителей нельзя ставить на первые и вторые места. Все великие джазовые традиционные вокалистки были и остаются моими виртуальными учителями.

– Как ты пришла в EverJazz?

– Открылось новое место. Весть об этом стала разлетаться среди музыкантов. И спустя некоторое время мне позвонила менеджер этого клуба и пригласила выступить.

– Насколько высок, на твой взгляд, уровень алматинской джазовой школы?

– Я считаю, что она полностью соответствует международному уровню. Это с одной стороны. С другой – в джазе стандарты сами по себе очень размытые. Есть определенные неповторимые стили именно алматинского джаза. А что касается уровня наших ребят, то здесь на джем-сейшнах можно увидеть, насколько он высок. В то же время у нас сейчас происходит культурный и очень полезный обмен с ребятами из России.

– А по вокалистам?

– Не мне, конечно же, судить об этом. Но если говорить о конкретных вокалистах, то Диана Макина, Ирэна Аравина – прекрасные вокалистки, поющие на очень высоком уровне. Но, к сожалению, таких, как они, у нас немного.

– А в чем проблема? В сложности материала?

– Я считаю, что джазовый вокалист – это не просто певец в обычном понимании этого слова. Он должен быть таким же виртуозным импровизатором, как инструменталисты. Вокал в джазе – это такой же музыкальный инструмент, как саксофон, фортепиано или еще что-то. Джазовый вокалист должен понимать все формы и стандарты так же, как инструменталист, так же хорошо знать гармонию, уметь импровизировать, выдавать голосом такие же соло, как и любой другой инструмент. Джазовый вокал состоит именно в этом. И спрос среди обычных вокалистов на это не такой большой. А вообще это зависит от спроса в обществе. Если есть потребность в джазовом вокале, будут и предложения.

– Судя по количеству людей, которые собираются в этом клубе по вечерам, спрос на это есть. Пусть не такой большой, как на рок или попсу, но все же…

– Вот и ответ на ваш вопрос.

– Можно ли в Алматы выучиться джазовому вокалу? Ведь не у всех есть возможность поехать на учебу за границу?

– Да, к сожалению, не каждый может это себе позволить. Но в Алматы это направление тоже развивается. К примеру, я в колледже имени Чайковского преподавала основы джазовой импровизации. И для меня, кстати, это был очень хороший опыт. Ребята, которые у меня учились, очень старались и их не пугали сложности. Процесс развития джазового вокала в Алматы, можно сказать, запущен.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых