Примерное время чтения: 6 минут
74

«Гипербардея» Юры Визбора

Альбом «Хэйро» – новый взгляд на авторскую песню

НОВОСТЬ О ТОМ, ЧТО СКОРО ВЫЙДЕТ НОВЫЙ АЛЬБОМ СЕВЕРНЫХ ПЕСЕН ВИЗБОРА, ЗВУЧИТ КАК СЕНСАЦИЯ. НО ЭТО ПРАВДА. ПО МАРШРУТАМ ЗНАМЕНИТОГО БАРДА, ЖУРНАЛИСТА И КИНОАКТЁРА РЕШИЛ ПРОЙТИ ЕГО ВНУК – ЮРА ВИЗБОР. АЛЬБОМ «ХЭЙРО», ЗАПИСАННЫЙ СОВМЕСТНО С ПАВЛОМ АКСЁНОВЫМ, ПОЯВИТСЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ 20 МАЯ. ЕГО ОСОБЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕСЕН СОЗДАНА В АЛМА-АТЕ, РОДНОМ ГОРОДЕ ПАВЛА. [газетная статья]

Альбом «Хэйро» на цифровых платформах: https://onerpm.link/heyro

– Юра, кто предложил название альбома?

– Я спросил у Паши, что это за хлёсткое словцо в его песне «Полярный Фотограф», и он рассказал о соседях-долганах из своего таймырского детства. Вопрос с названием альбома для меня был закрыт. Хэйро – праздник северных народов: день, когда первый раз в году после долгой полярной ночи над горизонтом появляется солнце.

– Правда ли, что Павел научил тебя играть на гитаре?

– Удивительно, но первый инструмент, который я помню у себя в руках, это домбра. Её из Алма-Аты привёз мой дед. Он, к слову, считается одним из основателей клуба авторской песни «Тоника». Лет в шесть в моей жизни неизбежно появилась гитара и много красивых историй, связанных с ней. Паша не был моим первым учителем, но за те немногочисленные уроки он расширил моё представление о джазовых и ритмических возможностях этого инструмента. Я впитал его уникальный стиль, насколько мог, что и вылилось в создание этого альбома.

– С какой целью ты выстроил песни в хронологическом порядке?

– Ещё во время работы над альбомом песен деда я открыл нехитрый жанр альбом-биография. Это лучшие песни того или иного автора в хронологии их написания. В случае с Пашей период получился с 1983 по 2011 год. Но это также и альбом-диалог: главные партии песен распределены между нами по очереди, насколько это уместно, типа мы такие Дон Хуан и Карлос, или персонажи схожей по сути книги Владимира Серкина «Хохот шамана». А завершает этот диалог песня многоликой богини мира и покоя.

Это также и альбом-география: путешествие от Русского Севера до Южной Америки, затем обратно. Из топонимов и этнонимов присутствуют Нарьян-Мар и Тула, Норильск и Дудинка, Мексика и Перу, эвенки, долгане и чукчи, но имеются в виду многие другие места и народы. Сочинялись песни в Алма-Ате, в Архангельской области и подмосковной Лобне. Ещё одна функция – это альбом-будильник: обращение к сложносочинённому русскому народу, который спит из века в век, храпя на весь мир, и ненадолго просыпаясь только в крайних случаях.

Для меня это также альбом-паттерн: он показывает наглядно, как быть с прошлым: брать лучшее, отряхивать, худшее выкидывать, идти дальше. В общем, заряжено на освобождение, а в двух последних песнях очень много глаголов побудительного наклонения: «Ппппп» – дуэт с текстом алмаатинского автора Олега Белова, полностью состоящая из слов на «П», а также композиция «ь» – его же текст, в котором все слова заканчиваются на мягкий знак в сопровождении оркестра кухонной посуды (эти две песни – посвящение городу ПермЬ). Кстати, они ни много ни мало входят в казахстанскую книгу рекордов КИнЭС.

-

– Можешь ли ты отнести этот альбом к жанру авторской песни? На первый взгляд ей соответствует лишь композиция «Край детства».

– Хороший вопрос. «Край детства» – единственная в альбоме песня с полностью Пашиным текстом, и я считаю, что это главная его вершина. «Хэйро» – это также альбом-вопрос: «Что есть сегодня бардовская песня и что делал бы мой дед и другие наши барды первой волны в нынешних технологических обстоятельствах?». Мой ответ: «Они взяли бы гитару за основу, а дальше как фишка ляжет – хайперпап/гипербард». И тут очень в тему созвучие с мифом о Гиперборее, северной колыбели человечества. А по поводу авторства поясню, что дед не избегал петь песни других авторов, многие популяризовал, ну и от себя добавлю, что все слова, которые люди используют в речи и в песнях, изобретены нашими далёкими неизвестными предками, и по большому счёту автор у всего один – Бог.

ДУДЕТЬ В ОДНУ ДУДИНКУ

Павел родился в Алма-Ате, но его школьные годы прошли в Дудинке, в устье Енисея. Он навсегда впитал в себя мелодии и ритмы северных народов.

Встреча Павла с Юрой Визбором – случайная неслучайность. Эти оригинальные музыканты очень схожи: оба мыслят аранжировками, тяготеют к этнике, любят экспериментировать и знают, что аккорды состоят не только из трёх звуков, расположенных по терциям. Визбор-младший сумел разглядеть недюжинный талант выросшего в Дудинке музыканта и сыграл ним в одну дуду. Он по-новому прочёл лучшие песни Павла, добавил в них своё видение, таинственный саунд-дизайн, энергию рэйва, шаманский драйв и даже авангард, сыграв одну из песен на бокалах и тарелках.

В работу над проектом привлекли ярких вокалисток, которые украсили песни многоголосьем. На взгляд экспертов, этот лаконичный альбом обладает редким качеством: его не надоедает слушать, потому что он непредсказуем по причине крайне большого количества идей и чувства, вложенных в него. И во многом это заслуга Павла Аксёнова.

– Павел, многие считают годы, проведённые на Севере, потерянными. Как ты к ним относишься?

– Мне они дали очень много. За десять школьных лет в Дудинке и два года армейской службы в Архангельской области я не просто вырос, но и во многом сформировался как музыкант. Крайний Север наполняет тебя шаманскими ритмами и даёт неповторимые ощущения, которые остаются в тебе навсегда. Пять суток на теплоходе от Красноярска до Дудинки – обычное дело. Сугробы с двухэтажный дом, температура до минус 55 градусов, но в наших домах всегда было тепло.

В моей памяти остались многочасовые уроки физкультуры в виде лыжных походов на остров Кабацкий, выступления танцевального ансамбля «Хэйро» и долгожданный весенний ледоход: огромные льдины движутся по широкой реке, сталкиваясь и выползая на берег, – непреодолимая сила освобождения от зимы. Это то, что невозможно забыть и что ожило в моих песнях спустя годы. Я надеюсь, наш альбом оценят не только на Севере, но и в Казахстане, где не понаслышке знают о горловом пении и шаманских плясках. К тому же температура –45 (так называется одна из песен альбома) для казахстанцев отнюдь не экзотика.

Олжас АКБАЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых