25 января этого года исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого, многие знаковые страницы жизни которого связаны с Казахстаном. Он выступал не только в крупных городах республики, но и в небольших населённых пунктах. Об одном из таких концертов мы хотим рассказать [газетная статья].
Размолвка с режиссером «Таганки» Любимовым в 1970 году привела к длительному ненормированному отпуску Высоцкого – весеннему автомобильному путешествию из Москвы в Ереван, где его приятель Левон Кочарян организовал пять первых концертных выступлений. Они проходили в форме небольших творческих встреч, носили скорее спонтанный характер и ничего не меняли ни в плане заработков, ни в плане охвата аудитории. Достаточно отметить, что три из пяти встреч прошли в клубе КГБ. Так как Высоцкий ранее публично не гастролировал, на одном из концертов он уже к середине выступления надорвал голос.
КОНЦЕРТНЫЙ ТАНДЕМ
И вот тут на профессиональном горизонте московского театрального артиста как некая волшебная палочка спустя шесть лет вновь появляется его первый импресарио – Виктор Войтенко. Но это был уже другой Высоцкий, не тот двадцатилетний безработный молодой человек на подстраховке известных гастролёров. В нём кардинально изменилось всё, даже внешние данные, но особенно голос и манера подачи.
Виктора Ивановича мало интересовал талант участников его творческих бригад. Когда-то их пути пересеклись только потому, что в свои группы он набирал именно начинающих актёров, у которых не было ни спектаклей, ни съёмок. Вот они и лезли из кожи вон, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Платить таким можно по минимуму, жалоб точно не будет. Не исключаю того, что, попав в карьерный тупик, Владимир Семёнович сам обратился с просьбой об организации неформальных концертов.
Теперь бывшему администратору калмыцкой филармонии сразу увиделась возможность заработать огромные деньги. Только мотать очередной срок за незаконные финансовые операции уже не хотелось. Поэтому для всесоюзно известного, но официально непризнанного певца была разработана индивидуальная схема. При организации задействовали старые связи. В Казахстан Высоцкий прилетел прямо из Донецка, где в поселке Макеевка давал двухдневный концерт для местных шахтёров. Украина вообще и Донбасс в частности по частоте посещения в его концертной деятельности занимают лидирующее место, но первенство в массовых, профессионально организованных гастролях принадлежит Казахстану. График первых поездок был следующим: посёлок городского типа Белые Воды (ныне Аксукент), Кентау, Чимкент.
О пребывании в Белых Водах, где проходил концерт в ДК «Сельмаш», информация достаточно скупая. 680 мест в доме культуры были заполнены меньше, чем наполовину, в основном русскоязычной молодёжью. Аппаратура не работала, поэтому московский гость просто поставил стул ближе к залу и пропел так весь концерт. А вот выступления в Кентау заслуживают более пристального внимания.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ФОТО
Благодаря тому что в числе встречающих был профессиональный фотограф В. Меликополо, до нас дошли фотофакты однодневного посещения небольшого южноказахстанского городка. На обратной стороне групповой фотографии, сделанной в Кентау, куда они прилетели на Ан-28 из Чимкента, почерком Высоцкого восемь человек отмечены по должности и поимённо, а «калмык» не фигурирует вообще. Не обозначен Войтенко (который находится справа от Высоцкого) и в современном электронном описании.
Прошу заметить, что фото взято со страницы московской группы высоцковедов и размещено на Facebook, а теперь в VK с 2013 года. Никто так и не удосужился узнать, что это за человек из окружения барда. Сам администратор не любил светиться ни на фото, ни тем более в документах, но в этих гастролях приходилось делать исключения.
Антонина Ангурова (вторая слева), работавшая в то время вторым секретарём Кентауского горкома партии по идеологии, вспоминает, что предложила певцу перед концертом переодеться. Молодёжь Кентау в то время так не одевалась, и ей показался несколько странным такой простой прикид московской знаменитости. Владимир ответил, что так и будет петь, а время использовал, чтобы посмотреть хотя бы немного сам город.
Ангурова очень переживала, чтобы исполнялись только пристойные песни и не звучало никаких хулиганских. Она попросила Владимира Семёновича показать ей репертуар, на что тот ответил, что он у него в голове и показывать нечего, но пусть она не волнуется, все будет о’кей. Легализовать песенный репертуар Высоцкого было невозможно, ведь у него до конца жизни не было ни одной залитованной песни! Однако если нет разрешённых, значит, и нельзя придраться к тому, что автор нарушил программу.
Четвёртая слева на фото Людмила Шпилянская (тогда – первый секретарь горкома комсомола) тоже не случайный человек в этой компании. Конечно, одна из их рабочих обязанностей контролировать мероприятия. Это не значит быть пассивным наблюдателем и тем более надзирателем, а оперативно реагировать на любые возникшие осложнения. Фотографии (встреча в аэропорту, групповая и прогулки по парку горняков) сделали быстро, и уже после второго концерта в зале лектория они были готовы. На обороте снимка А. Ангуровой Высоцкий собственноручно перечислил почти всех участников и размашисто написал: «У вас прекрасный город», расписался и поставил дату 30.08.70. Сознательно или просто ошибочно поставлена неточная дата. Известно, что с 29 по 31 у него был плотный график выступлений в Чимкенте. Скорее всего, выступления состоялись 28 числа, в будний день, а 30 августа выпадало на воскресенье.
ПРЕКРАСНЫЙ ГОРОД
Кентау в те годы – молодой промышленный моногород с населением 60 тысяч человек. Состав жителей был очень интернациональным. Кроме казахов и русских в нем жили греки, немцы, корейцы, чеченцы, евреи. По неподтверждённым данным, греческая диаспора после выступлений устроила Владимиру горячий приём. Угостили местными шашлыками и отправили с большой делегацией провожающих в аэропорт.
По другим данным, после концерта Высоцкий встретился с актёрами народного театра «Дружба» в селе Кушата на территории пионерлагеря треста «Миргалимсайсвинецстрой». Концерты в Кентау проходили в 12 и 14 часов дня. В перерывах между концертами он общался с горожанами в парке и пробовал местные арбузы. Желающих посетить эти выступления было намного больше, чем мог вместить лекторий, а рабочий день ограничивал саму возможность посещения. И тогда при прямом участии вышеупомянутых дам горком партии по просьбе трудящихся принял специальное постановление о продлении на всех промышленных предприятиях рабочего дня на два часа. Горнякам и рабочим давалась возможность послушать любимого певца и снова вернуться на свои рабочие места. Это был беспрецедентный шаг, который впоследствии никем ни разу не повторялся.
23 января 2018 года в Кентау к 80-летию Владимира Высоцкого на здании лектория установлена мемориальная доска. В числе прочего там отображена надпись Высоцкого о прекрасном городе, взятая с фотографии. На сегодняшний день это единственный символ в память о пребывании человека-эпохи в Казахстане.
Сергей КУТУЗОВ