143

Гастроли на пределе

Последний визит Владимира Высоцкого в Казахстан

Сорок лет назад от нас ушел Владимир Высоцкий. Он умер 25 июля 1980 года, когда в Москве шли баталии XXII летних Олимпийских игр. Уже выросли два поколения людей, у которых не было возможности увидеть великого поэта и актера. Менялись правители, страны, целые эпохи. Менялся каждый из нас, а значит, и отношение к его творческому наследию. Неизменными оставались лишь сами песни. Их созвучность любым временам и всем поколениям. [газетная статья]

Феномен Высоцкого – в постоянной актуальности его творчества. Можно изучать его песни как историческую хронологию советского и даже мирового наследия, а можно как образец неизменных, вечных человеческих ценностей. Почти не осталось в живых людей из его дальнего и близкого окружения. Наверное, поэтому мы чаще стали искать любые штрихи биографии поэта, роднившего его с нашей республикой.

Полгода назад, в январе 2020 года, на памятном вечере в честь Высоцкого в алматинском театре La Boheme я попросил поднять руки тех, кто помнит последние алматинские гастроли Владимира Семеновича. В переполненном зале вверх взметнулись всего четыре руки.

СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ

Самые масштабные союзные гастроли за всю историю Таганки с участием Владимира Высоцкого случились в 1973 году и проходили по Средней Азии, включая столицы Узбекской и Казахской ССР – Ташкент и Алма-Ату. Их основной особенностью стал массовый охват зрителей максимально возможным по широте репертуаром. Это отразилось на продолжительности гастролей: Узбекская ССР (Ташкент) – с 11 по 24 сентября (13 дней), Казахская ССР (Алма-Ата) – с 26 сентября по 7 октября (12 дней). В тот год у театра был десятый, юбилейный сезон. Для творческого коллектива поездка стала своеобразным творческим отчетом перед гражданами страны. Почему выбор пал на Узбекистан и Казахстан, неизвестно. Поэтому можно считать, что ташкентцам и алмаатинцам тогда несказанно повезло.

График среднеазиатских гастролей, особенно для Владимира Семеновича, прошел на пределе актерских и человеческих возможностей. «В нашем репертуаре 15 спектаклей. В столице Казахстана мы покажем пять из них», – сказал накануне гастролей режиссер театра Юрий Любимов в интервью «Казахстанской правде». Представьте, какой чудовищной, почти богатырской силой должен обладать человек, который сразу после многочисленных узбекских выступлений, без адаптации к нашему высокогорному климату играет по одному, потом по два, а в конце и по три спектакля в день! Из пяти спектаклей он был задействован в четырех. Все роли центральные, хотя и не главные. В эпизодах Владимир Высоцкий не играл никогда.

Напомню, первый сердечный приступ 25-летнего актера случился в 1963 году прямо на съемках в Алма-Ате. Стояла страшная жара. Его без сознания увезли с площадки «Казахфильма» на скорой помощи. По одной версии ему поставили диагноз: «проблемы с сердцем на фоне нервного истощения». По другой – сердечный приступ случился на съемках в горах из-за недостатка кислорода. В любом случае именно тогда у Владимира Высоцкого диагностировали врожденный порок сердца. Актера тогда заменили, контракт расторгли, кадры с его участием пересняли.

«ОН РВЁТ НА СЕБЯ, И НАГРУЗКИ – ВДВОЙНЕ»...

Если сравнить расписание гастролей на афише с графиком загрузки творческого состава актеров (так назывался у таганковцев табель учета рабочего времени), они почти полностью совпадают. Было сыграно 44 спектакля, из них 23 – в Алма-Ате. Владимир Высоцкий был задействован почти во всех запланированных спектаклях. Его заменили лишь однажды: в последний день гастролей в Алма-Ате. Видимо, сказалось перенапряжение или необходимость более раннего отъезда.

Такой сверхплотный график работы объясняет многое: и отсутствие фонограмм неформальных концертов, и невозможность поиска пищи для вдохновения – новых лиц и сюжетов с казахстанской спецификой. Кроме сцены и гримерки Дворца им. Ленина (ныне Дворец республики) и своих коллег по театру, Владимир Семенович просто физически мало с кем мог общаться, хотя и в этих ситуациях выкраивал несколько часов. Месячная норма в 20 спектаклей отыгрывалась примерно за десять дней! Аналогичные сверхнагрузки он пережил и в Ташкенте. Кстати, спустя шесть лет в столице Узбекистана у поэта на 15 минут остановилось сердце, наступила клиническая смерть. Но тогда его успели реанимировать.

Афиша. Алма-Ата
Афиша. Алма-Ата Фото: из газетных материалов

Похожие гастроли на «износ» пройдут еще раз: через три года в городе Набережные Челны (Татарская АССР), куда театр отправится на две недели с четырьмя спектаклями для выступлений перед строителями КаМАЗа. Там «шансонье всея Руси» уже параллельно выступал с публичными сольными концертами. В память об этой поездке спустя годы в городе откроют единственную в мире площадь Высоцкого, на которой ему поставят символический памятник: треснутый колокол со струнами вместо набата. Несмотря на общепринятый взгляд о негласной культурной оппозиционности Таганки и железном занавесе застоя, начиная с середины 70-х годов, гастрольные турне труппы проходили исключительно в странах соцлагеря и на международных фестивалях во Франции. Мода и популярность всегда диктует свои законы.

«К ЗЕНИТУ, К ПИКУ, К ВЕРХНЕЙ НОТЕ»

Это строка из третьей части дорожного дневника, которые Высоцкий вел в 1973 году, когда, получив отпуск на 45 дней, поехал вместе со своей женой Мариной Влади в Париж. На автомобиле, через четыре страны.

Последний год пребывания в Казахстане стал пиковым в творческой активности поэта и предельным для его физических возможностей. Он написал более полусотни песен, основу которых составили музыкальные композиции к дискоспектаклю «Алиса в Стране чудес», песни к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли», и к несостоявшемуся мюзиклу «Необычайные приключения на волжском пароходстве». Программные: «Смотрины», «Диалог у телевизора», «Кони привередливые», «Моя цыганская», «Милицейский протокол» и многие другие.

Алмаатинская пресса стала лучшей серией прижизненных статей п о представлению его личности среди всех периодических изданий советских республик . Особенно ценно, что они пришлись на творчески судьбоносный год: три яркие публикации за десять дней. Справедливости ради стоит отметить, что и в двух узбекских газетах вышли публикации о гастролях Таганки. Правда, фигура Высоцкого на их страницах представлена весьма эпизодично.

Из интервью корреспонденту газеты «Вечерняя Алма-Ата»:

Журналист: «Что вам нужно для того, чтобы вы сказали, что цель, которую вы ставили в искусстве, достигнута?»

Актер: «Мне нужны здоровье и силы для того, чтобы я мог продолжать работать. Работать хочу так же, в таком направлении…»

Здоровья и сил стало не хватать уже в 35 лет. Появление в его жизни разных допингов было предопределено. Это был только вопрос времени и главное условие для выживания. Его пороки не связаны с рефлексией на официальную непризнанность, их цель – вырвать у судьбы как можно больше времени для творчества на максимальных виражах.

СВОЯ КОЛЕЯ

Судьбоносный 1973 стал и годом, когда бард дал наименьшее количество концертов в своей жизни. Значит ли это, что, например, алмаатинские поклонники в те 12 дней были совсем обделены его песенным творчеством? Отнюдь нет. Он успел выступить в среде абсолютно разных слушателей – военных, педагогов университета гуманитарных дисциплин, в среде научной интеллигенции. Только это были не сольные концерты, а вставные номера в формате «творческих встреч с трудовыми коллективами», между экскурсиями и экспромтами коллег по театру.

Через несколько лет таганковская звезда Владимира Высоцкого медленно, но неуклонно начнет двигаться к своему закату. Начиная с 1975 года он уже не вводится Любимовым в новые премьеры и заменяется во всех постановках, показанных в Алма-Ате. Такое постепенное отдаление происходило по обоюдному согласию режиссера с ведущим актером. Высоцкого тяготила ремесленная составляющая актерского мастерства. Любимовская Таганка в стадии зрелости – коллектив предельно жесткого, авторитарного подчинения своему лидеру.

Гастроли в Ташкенте и Алма-Ате сравнимы по значимости с той ночью, когда, вылив тушь и остатки кофе на свой неудачный чертеж, никому тогда не известный студент Володька Высоцкий принимает решение забрать документы из инженерного института и посвятить профессиональную жизнь актерской профессии. Принципиальная разница: после среднеазиатских гастролей бард перестал считать себя, по преимуществу, актером театра и кино и осознал свою главную творческую миссию – написание и исполнение собственных стихов и песен. Миссию поэта и пророка – на все времена.

Сергей КУТУЗОВ

Фото предоставил Андрей ЧЕЛЮСКИН (Москва)

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество