Примерное время чтения: 6 минут
87

Экскурсы и экскурсии– 4

Андрей Михайлов / из газетных материалов

Для веры нет ограничений во времени и пространстве

Окончание. Начало в № 21 от 20 мая 2020 года

Ислам – одна из самых влиятельных и почитаемых мировых религий. Его проявления в разных странах мира могут весьма значительно отличаться друг от друга. И это очень сильно отражается в локальных особенностях архитектуры мусульманских храмов. Об этом и хочу поговорить в заключение нашего путешествия.

МАНГЫШЛАК. ПОДЗЕМНЫЕ СВЯТИЛИЩА

Мангышлак славится своими подземными святынями. И хотя многие называют их мечетями, причислить эти святилища к храмам ортодоксального ислама можно с большой натяжкой. Уже хотя бы потому, что руководят обрядами тут зачастую не муллы, а любопытные персонажи, так называемые чиракчи. Да и обряды, выполняемые паломниками, насквозь пронизаны суфийскими принципами, в которых, как и везде, сквозят древние верования, существовавшие задолго до появления ислама.

Любопытно, например, заглянуть внутрь пещерного храма Шопан-ата, где проявления древних культов, быть может, живее, чем в любом ином районе Казахстана. Там, внутри, под землей, словно зачарованные дети вокруг новогодней елки, паломники (в основном паломницы) кружат архаичный хоровод вокруг сухого ствола Древа желаний. Обойдя трижды (против солнца), женщины с затаенной любовью гладят отполированный тысячами касаний ствол, повязывают белые платочки-садака и верят, что сбудутся их самые сокровенные жажды и вожделенные мечты.

Еще один такой архаичный храм – пещера Бекет-ата, самая многолюдная и посещаемая святыня региона. Кое-кто даже сравнивает паломничество сюда с хаджем в Мекку. Хотя, положа руку на сердце, таких «вторых мекк» достаточно разбросано по просторам мусульманского мира и в самом городе Пророка о них вряд ли что-то слышали. Однако для многих местных мусульман регулярные паломничества к Бекет-ата стали не только традицией, но и духовной потребностью.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. ХРАМЫ НА ВОДЕ

Один из примечательных и оригинальных элементов коммунального быта стран Юго-Восточной Азиии Дальнего Востока – поселения на воде. Поселкина сваях, а то и на лодках мне доводилось посещать в различных местах Индокитая и Малайского архипелага. Вода не только дает людям пристанище (лишь на первый взгляд – беспечное и эфемерное), но и снабжает их пищей и каким-то заработком. Ведь эта тропическая вода, все еще, несмотря ни на что, изобилует всяческой живностью, которая легко становится питательной снедью и даже изысканными деликатесами.

Юго-Восточная Азия
Юго-Восточная Азия Фото: из газетных материалов/ Андрей Михайлов

Хотя в условиях устрашающей скученности населения в городах и весях жизнь на воде это все же нужда, а не привилегия, по большому счету у водных жителей есть практически все то, чем располагают их сухопутные земляки. Рядом с домами «плавают» грядки, клетки с домашними питомцами, магазины, школы, клубы и даже детские площадки с аттракционами. И храмы, конечно же! Ведь речь идет о регионе все еще не задетом массовым безбожием и всепожирающими либеральными ценностями.

Наиболее заметными в этих любопытных пристанищах на окраине исламского мира, разумеется, являются мечети, которые, несмотря на нарочитую уплощенность свайно-плавающих поселений, выделяются своими размерами и какими-то подобиями минаретов. Минаретов, с которых пятижды в день раздается азанмуэдзина (пусть и из репродуктора), на зов которого по шатким мосткам и в легких лодках тут же устремляются на молитву десятки правоверных.

ШРИ-ЛАНКА. ЗЕЛЕНЫЕ МЕЧЕТИ МАВРОВ

Еще один яркий кусочек мира ислама – Шри-Ланка. Ярко-зелёный! Из-за окрашенности местных мечетей в такие радостные весенние тона они хорошо заметны на улицах даже самых шумных и людных городов и не теряются среди изобильных буддийских храмов, индуистских капищ и христианских церквей.

Шри-Ланка
Шри-Ланка Фото: из газетных материалов/ Андрей Михайлов

Местные мусульмане – муры (европейцам известные как мавры) составляют 7% жителей острова-государства. Они – потомки тех купцов, которые съезжались на Цейлон со всех сторон магометанского мира и застревали тут, не в силах преодолеть притяжение этого земного рая (куда, кстати, согласно исламской традиции пал изгнанный из Эдема Адам). Так что в крови местных мавров течет и арабская, и малайская кровь, значительно разбавленная местными вливаниями. Почему мечети мавров зеленые? Зеленый цвет, вообще-то, распространен в исламе. Но тут есть еще один любопытный нюанс. На юго-востоке острова, в священном для индуистов и буддистов городе Катарагама, имеется (такова уж традиция) и мусульманская святыня – мечеть Масджад-ул-Хизр. Речь о том самом Хызре-Хидире (Кадырата у казахов) – «Зеленом человеке», связанном, в том числе, с пришествием весны. Катарагама считается городом Хизра.

КУАЛА-ЛУМПУР. МУЗЕЙ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА

Куала-Лумпур
Куала-Лумпур Фото: из газетных материалов/ Андрей Михайлов

А теперь вернемся в душный Куала-Лумпур. Ибо тут мы имеем уникальную возможность повидать все уникальные мечети мира в одном месте. Для этого нужно всего лишь найти Музей исламского искусства. Дойти от него от мечети можно минут за пятнадцать. Хотя лучше взять такси – Куала-Лумпур вряд ли можно считать городом для пешеходов. В первом зале ультрасовременного музея (которому позавидовал бы любая галерея) и выставлены точные макеты самых знаменитых мусульманских храмов, в числе которых обнаружится и главная святыня ислама – Заповедная мечеть (аль-Масджид аль-Харам) в Мекке и туркестанский комплекс Ходжи Ахмеда Яссауи.

Андрей МИХАЙЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых