В этом году исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Он прожил 42 с половиной года. Получается, прошла ещё одна жизнь без него и в то же время вместе с ним. Потому что его песни и роли продолжают жить вместе с нами [газетная статья].
Знаковым событием начала года стали казахстанские гастроли московского театра «Лики любви». В Алматы, Семее и Караганде был показан музыкальный спектакль режиссера Рашида Тугушева «Райские яблоки», в котором звучит два десятка песен Владимира Высоцкого. Главные роли сыграли лауреат международных конкурсов Алексей Зыков, один из лучших исполнителей песен Высоцкого и заслуженная артистка России Людмила Татарова-Джигурда.
ЖЕНЩИНЫ БЕРУТ СВОЁ
– Творчество Высоцкого достаточно брутальное. Но в последнее время нередко женщины исполняют его мужские песни. А в Алматы прошёл целый концерт, состоящий из таких выступлений. Как вы к этому относитесь?
Людмила Татарова-Джигурда: Для меня было открытием, что могу петь песни Высоцкого. Раньше я выступала с романсами, лирическими песнями. И когда мне предложили участие в спектакле «Райские яблоки» и добавили, что нужно петь песни Высоцкого, в тот момент я немного опешила. Но меня убедили и объяснили, что буду петь песни, написанные Высоцким для Марины Влади. Это «Беда», «Марьюшка», «Бокал». Я примерила на себя эту роль, и, как говорят зрители и искусствоведы, эти песни получились.
Алексей Зыков: Самое интересное, когда Людмила поёт их в спектакле либо во время наших концертов, люди нередко спрашивают: «Это тоже Высоцкий?».
Людмила: Но в последнее время в Москве мы наблюдаем, как женщины всё чаще поют его мужские песни. Для меня это является очень спорным решением. С одной стороны, его песни всеобъемлющие, их можно петь и сольно и хором, и мужчинам, и женщинам.
Но с другой – когда я пою со сцены песню «Беда», осознаю, насколько сложным является это произведение. Какая глубокая драматургия заложена в этой песне. А это значит, что над ней нужно напряженно работать, прежде чем представить ее людям. Ведь помимо смысла и музыки в ней содержится особая трагичная атмосфера. И для того чтобы это соединить, нужна не только вокальная, но и серьёзная актерская работа. Музыкальная простота песен Высоцкого обманчива. Недостаточно выйти и спеть песню. Нужно пропустить её через свое сердце, душу и разум.
– Во время одной из видеозаписей песни «Утренняя гимнастика» Высоцкий демонстрирует сложные асаны – позу павлина, стойку на голове. Действительно ли он занимался йогой?
Алексей: Такой информации у меня нет, но его сын Никита Высоцкий рассказывал нам, что Владимир Семенович был очень спортивным и физически развитым человеком.
Людмила: В Театре на Таганке Юрий Любимов уделял пластике и физической форме очень большое внимание. Это было обязательной частью актёрского мастерства артистов Таганки.
ЛИРИЧЕСКИЕ ШЕДЕВРЫ
– Как вы относитесь к фразе Владимира Семёновича «Лирических песен я не пою»?
Алексей: Даже одна песня «Лирическая», которая звучит в нашем спектакле, перечёркивает эти слова. Но в постановке есть и другие его лирические песни. Мы гордимся, что в нашем спектакле нет никакой тёмной стороны. Он о любви, поэзии, человеке. Я думаю, Высоцкий мог сказать эту фразу в определённом контексте, что он не лирический герой и лирических песен не поёт. Даже на каком-то концерте я объявлял: «А сейчас лирический блок песен Высоцкого».
Многие говорят, что он не лирик. Но я пел «Здесь лапы у елей», «Балладу о любви», «Родники мои серебряные», «Мне каждый вечер зажигает свечи», «Она была». И таких песен набиралось значительное количество. Я как-то наткнулся на стихи «Она была чиста, как снег зимой». Я не знал, что это его песня, написал музыку и выступал с этим романсом. И только позже услышал запись, где Высоцкий напевает ее. Оказалось, что моя версия была очень близка к оригиналу, то есть получилось во многом предугадать его мелодию.
– Как вы относитесь к тому, что современные авторы пытаются сочинять песни в стиле Высоцкого: например, шутливые диалоги между мужем и женой?
Людмила: На мой взгляд, хорошо, что наследие Высоцкого вдохновляет молодых авторов и побуждает их заняться осмысленным творчеством. Таким образом они продолжают его традиции. В мире существует множество авторов, которые пишут под влиянием Пушкина, Лермонтова, Есенина или Маяковского.
Алексей: Если это делается талантливо, то почему бы и нет? Конечно, это не будет чем-то новым, но всё-таки представляет интерес, так как является своеобразным эхом творчества Высоцкого.
Людмила: Пусть лучше они учатся на Высоцком создавать песни, чем на примере американского уличного рэпа. Одно время после смерти Высоцкого ходило мнение, что нельзя его песни перепевать. Но потом пришли к тому, что петь эти песни надо, но необходимо понимать, о чём поёшь, и доносить до зрителя то, что вложил в песню автор. Для нас самая лучшая похвала, когда после выступления подходят молодые люди и говорят, что они открыли для себя Высоцкого, что хотят найти его записи и послушать первоисточник.
СТРОКИ НЕ ВДРУГ
– Приходилось ли вам общаться со Станиславом Говорухиным, который стал для Высоцкого путеводной звездой?
Алексей: Мне приходилось встречаться со Станиславом Говорухиным, который сыграл исключительную роль в жизни Высоцкого. Он дал Владимиру роль в своём первом фильме «Вертикаль» и, что очень важно, включил в этот фильм песни, которые были написаны во время съёмок. Тогда мы впервые увидели и услышали Высоцкого с экрана. Недавно я участвовал в телепередаче вместе с Ларисой Лужиной, и она рассказывала, как рождалась одна из ключевых композиций этого фильма – «Песня о друге». Началось с того, что Говорухин сказал Володе: «Сочини песню о друге, от которого в горах зависит твоя жизнь». Как-то вечером Говорухин зашёл к Володе. Его не оказалось в комнате, но на столе лежали черновики, где написана строчка: «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так». Говорухин запомнил её. Позже он спросил Володю: «Ну как, что там песня о друге, не готова?». Высоцкий ответил, что ещё работает над ней. И тут Говорухин говорит: «А я вот шёл, смотрю, местные ребята сидят у костра и напевают песню: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так». У Высоцкого, конечно, глаза полезли на лоб, он говорит: «Не может быть! Это же я придумал эту фразу». Тут Говорухин признался: «Да это я у тебя подсмотрел. Нечего разбрасывать свои черновики». А на следующий день у Высоцкого родилась песня «О друге». Таким образом Говорухин стимулировал процесс создания потрясающих горных песен, которые стали гимнами альпинистов. Как тонкий режиссёр, он почувствовал, что родится что-то особенное.
Людмила: Удивительным образом эта история повторилась в фильме «Место встречи изменить нельзя», когда Жеглов говорит Шарапову о том, что нечего оставлять свои документы на столе. В этом фильме понадобилось мужество режиссёра, для того чтобы снимать больного и ослабленного Высоцкого. В какой-то момент Владимир сказал, что решил отказаться от съёмок, что ему осталось совсем немного и он хотел бы посвятить эти дни поэзии. Но Говорухину удалось уговорить его закончить съемки.
– Откуда Владимир Семёнович черпал свою творческую энергию? Если взять его строчку «Я поля влюблённым постелю», она звучит так, как будто это сказано богом.
Алексей: Я считаю, что без участия высших сил здесь не обошлось. Кстати, супруг Людмилы, автор-исполнитель Сергей Джигурда во время одной из недавних телепередач сказал такие слова: «Если ранние песни Высоцкий сочинял сознательно, и это подтверждало, что он талантливый поэт, то более поздние песни он писал неосознанно, и это было божьим провидением».
Людмила: Эту тему можно обсуждать бесконечно. Мы не знаем, откуда рождаются эти строки. Понять гения практически невозможно. Такие люди рождаются крайне редко. Это величайшее наследие, которое хватит ещё не на одно поколение и не на один спектакль.
Кстати
Нариман Султанбеков, организатор гастролей театра «Лики любви» в Казахстане, вспоминает: «Однажды Алексею Зыкову пришлось выступать на открытой сцене фестиваля авторской песни «Астана». Была очень сумрачная погода. И когда ему нужно было выходить на сцену, небо заволокли тёмные тучи, предвещавшие грозу. Несмотря на это, он начал свое выступление. И в тот момент, когда он спел строчку «Купола в России кроют чистым золотом», сверкнули молнии и раздался гром. Но при этом ни одна капля не упала на землю во время его исполнения. Получается, что стихия подыграла ему. Это выступление мы запомнили на всю жизнь».
Олег БЕЛОВ