Осмысление духовного наследия Казахстана требует творческого подхода. Его ярко демонстрирует Кендебай Карабдалов, создатель этномузея «Кылует» в окрестностях Шымкента. Кроме гончарной мастерской он включает единственный в Казахстане музей под землей. Состав подземной структуры полностью состоит из природной глины, придавая необычному пространству натуральную экологическую стилистику [газетная статья].
Гости Кендебая всегда подмечают своеобразную магию его музея. Именно здесь происходит некая трансформация сознания, позволяющая на глубинном уровне ощутить реальное дыхание древнего времени. Государство также заметило вклад гончара, музыканта, мудрого философа, основателя музея в популяризацию казахстанской и общечеловеческой культуры. В 2011 году Кендебаю Карабдалову было присвоено звание заслуженного инструктора туризма Республики Казахстан, а в 2014 году он стал отличником отрасли туризма Республики Казахстан. Затем на пути к его музею была проложена асфальтовая дорога. В настоящее время Кендебай стал часто принимать приглашения по линии Министерства туризма и спорта страны выступить в качестве спикера на международных конференциях, посвященных вопросам духовного наследия страны.
Сам музей из глины представляет собой хильвет – так назывались подземные кельи для чтения молитв. Спустившись в хильвет Кендебая по винтовой глиняной лестнице, вы погружаетесь в пространство тайн и умиротворения. Свет в него поступает от зажженного фитиля в казахских майшарыках (светильниках на масле). В главном большом зале находится гончарная печь, несколько изделий из глины, в том числе сосуд огромного размера, в каком может поместиться и человек крупных габаритов.
– Сосуд – это вы сами, – поясняет мастер. – Чем вы его наполните, тем и будете пользоваться всю жизнь.
Далее Кендебай поведет в долину любви. Это место в подземелье, где сакральный дух глины становится осязаемым. Здесь надо уловить тишину, прислушаться к дыханию земли и ритму своего сердцу. Затем в этом новом для себя состоянии надо пройти в комнату для молитв. Здесь, присев на корпеше, Кендебай прочитает суры из Корана, которые переведет на понятный для всех язык, и пояснит, что по смыслу все молитвы мира одинаковы.
Следующее пространство, куда надо уже не спускаться, а подниматься, называется «между небом и землей». Выполненное в виде юрты с шаныраком над головой, оно располагает 12 михрабами, которые символизируют месяцы года, но лишь в одном из них горит свеча. Ее свет напоминает каждому о том, что он находится здесь и сейчас, что живет, видит, дышит, слышит. В этой космической юрте, соединяющей небо и землю, гончар ведет с гостями философские беседы, берет в руки волшебный нар-кобыз, старинный струнный казахский инструмент, и звучание его наполняет душу светом и теплом.
Ольга ЗОРИНА