Примерное время чтения: 8 минут
337

Дети – птицы певчие

Они кричат как чайки, чтобы научиться брать высокие ноты

В советские времена учителя-новатора Василия Сухомлинского знала вся страна. Основу его педагогики составляло «воспитание красотой». В центр которой определил он музыку, назвав ее могучим источником мысли и утверждая, что без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Вряд ли его имя помнит современная школа, реформы которой вгоняют наших граждан то в ступор, то в оторопь… к счастью, остался в ней одним из немногих островок светлой ребячьей радости. Об этом наша беседа со Светланой Политаевой, хормейстером детского хора «Байтерек».

Фото: из газетных материалов

[газетная статья]

Не ставим музыку на паузу

– Сейчас время, прямо скажем, не для хора. И дистанцию соблюсти невозможно, и в маске не споешь!

– Тем не менее продолжаем заниматься. Спасает Zoom, с помощью которого можно в интернете собирать ребят небольшими группами, заниматься теорией, делать вместе ритмические и интонационные упражнения, давать задания. Конечно, потом проверяю каждого индивидуально.

На учеников ложится ответственность выполнять самостоятельно домашнюю работу. Это не так просто, это не математика или история, родители вряд ли смогут помочь. Трудная пора, что и говорить. Нагрузка на нас и на детей усилилась многократно. Хормейстеру приходится работать как бы в «синтетическом» режиме, заменяя живое общение с детьми на виртуальное.

Не легче и детям, особенно тем, кто не справляется с заданием в одиночку. А еще есть и такие ребята, кто, как мы говорим, не интонирует, не попадает в мелодию и «в лесу родилась елочка» не поет, а просто гудит. Родители нервничают, считают, что если нет хора, значит, нет и урока. Но, думаю, прорвемся. Это общая проверка на прочность.

Хотя за четверть века «Байтерек», который на базе музыкального отделения 79-й алматинской школы буквально по крупицам создавала моя подруга и однокурсница Елена Байысбаева, уже доказал свое высокое качество. И детский коллектив сильный, и педагогический состав гармоничный, высокопрофессиональный. Это не просто банальный хоркружок. У нас тесные творческие связи с консерваторией, с музыкальной школой имени Куляш Байсеитовой, отсюда и объективный уровень оценки нашего качества.

– Такая востребованность хорового пения, признаться, удивляет, учитывая нынешнее стремление молодых заниматься делами практического свойства. Или я не права?

– Не вижу здесь никакого противоречия. Безусловно, далеко не все наши юные хористы свяжут свои дальнейшие судьбы с искусством, но в любой профессии навыки, полученные ими за певческие годы, пригодятся самым лучшим образом. Это воля, характер, умение трудиться в коллективе, осознавать личную ответственность за его успехи. Наконец, это ни с чем не сравнимая радость, которая дается человеку от соприкосновения с прекрасным, с гармонией. Наши дети особенные, точнее, они становятся такими в процессе занятий музыкой. Это тонкость и деликатность в общении друг с другом, в семье. Мне часто приходится слышать от родителей, что ребенка словно подменили...

Чайки и гномик Вася

– В прежние времена музыкальная школа была для избранных, попасть туда означало выдержать нешуточный конкурс. У вас такие же критерии при наборе учеников?

– Я сама когда-то поступила только с третьей попытки. Причем маме было сказано, что я абсолютно профнепригодная, это притом, что пела я буквально с пеленок. Мы принимаем каждого, было бы желание у ребенка и родительская поддержка.

– Вы хотите сказать, что любого можно научить петь?

– Конечно! Если ребенок не глухонемой и нет каких-то патологий в голосовых связках. Часто родители говорят: я же знаю своего ребенка, он ничего не способен воспроизвести, никакого внятного звука. Проходит три месяца… Нет, у каждого индивидуально, кому-то хватает и одного, другому понадобится год-два, чтобы достичь успеха. Все зависит от умения работать над собой, от терпения и выдержки. Дети – пластичный, гибкий материал, если им доходчиво и образно объяснять задачу, они все быстро схватывают.

Мы долго подбирали для занятий различные системы, российские, зарубежные. Применяем методику российского педагога Виктора Емельянова. Дети кричат, как чайки, чтобы научиться брать высокие ноты, для речевой разминки подражают гномику Васе, для отработки низких нот идет распевка «сидит ворон на дубу». Они все в итоге выравниваются. Я работаю с младшим хором, с первого по четвертый класс. Был у меня мальчишка – ну просто никакой. Я с ним билась, билась и как бы уже крест поставила. А теперь он ведущий в партии вторых сопрано, буквально в авангарде, весь хор ведет за собой. Так что никого нельзя списывать.

А бывает, наоборот, приходит дитя с потрясающими вокальными данными от природы и начинает «звездить» – как правило, с подачи родителей. Типа я и так все умею, зачем мне ваша теория и практика. И талант уходит в песок… Безумно жаль таких ребят. Поэтому мы берем в хор не только детей, но и их родителей, они – наши главные партнеры и помощники, если мы вместе, то успех ребенка гарантирован.

Фото: из газетных материалов

В компании с принцессой Турандот

– Иногда по телевизору показывают записи выступлений детских хоров «из прошлой жизни». Красногалстучные мальчики и девочки звонко поют радостные пионерские песни. А в репертуаре ваших подопечных классика, духовная музыка. Не слишком ли это для них серьезно или даже скучно?

– Красногалстучный хор – как раз про меня. Все детство прошло в алма-атинском городском Доме пионеров, на месте которого сейчас высится пафосный отель… Мы пели на два голоса, и это считалось хорошим уровнем. А мои ребята работают по партитурам четырех-пяти-шестиголосия. То, что мы учили неделями, они могли бы освоить за один урок. Очень высокая планка, дети исполняют мировую классику, репертуар музыкальных училищ и консерваторий. А мы, педагоги, конечно, стараемся, чтобы им было интересно, поэтому ставим мюзиклы, музыкальные сказки, маленькие оперы.

Впрочем, участвуем и в операх больших. Уже много лет «Байтерек» поет на сцене Государственного академического театра оперы и балета им. Абая в операх «Кармен», «Паяцы», «Турандот», причем на языках оригинала – французском, итальянском и даже японском. Представляете, какое чувство гордости ребята при этом испытывают!

Наш «Байтерек» – участник множества музыкальных проектов. Два года назад завоевали серебро на Международном хоровом конкурсе в Бад-Ишль (Австрия). Это была незабываемая поездка, мы побывали в Зальцбурге, родном городе Моцарта, в знаменитой Венской опере. А 9 мая в центре Вены, рядом с мемориальной аркой в честь воинов-освободителей наш хор спел «Катюшу», и у тех, кто оказался тогда на площади, были слезы на глазах…

У меня тоже был повод для переживаний. Несколько ребят не смогли принять участие в той поездке. Ее полностью оплачивали родители, и не всем финансовые возможности позволили это сделать. Обидно, что руководители образования и культуры не оказывают реальной помощи таким коллективам, как наш. В отличие от нас другие участники конкурса, прибывшие из множества стран, такую помощь получают.

– Светлана, вы в своей семье музыкант в первом поколении. Тем не менее судьба складывается так успешно. В чем причина?

– Везло с учителями. Моя незабвенная Лариса Викторовна Димурина, потрясающий хормейстер, много лет руководила хором мальчиков «Искер» в Алматинской музыкальной школе имени Мукана Тулебаева. Из этого хора вышел Талгат Мусабаев, известный солист «Астана-Опера». Благодаря Ларисе Викторовне начала и я профессиональную деятельность в этом хоре, она так нежно, спокойно и вразумительно лепила из меня специалиста. Она стала для меня второй мамой и передала с рук на руки великолепной Фаине Афанасьевне Егембаевой, хормейстеру музыкального училища имени Петра Ильича Чайковского, которое я заканчивала. Это был семейный ансамбль Егембаевых, где глава семьи превосходно играл на гитаре, а Фаина Афанасьевна и ее сестра изумительно пели.

Впрочем, все могло ведь сложиться иначе, потому что вначале Свете Политаевой с педагогом по классу фортепиано настолько не повезло, что девочка едва не бросила музыкальную школу. Только строгое мамино внушение помогло собраться и выстоять. А потом и новой учительнице удалось так раскрыть ее истинные способности, что за последний год учебы Светлана поразила успехами весь педагогический коллектив. Теперь она, выпускница Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы, лауреат II Международного конкурса молодых дирижеров Средней Азии и Казахстана, с такой же самоотдачей и успехом работает с детьми.

Светлана Синицкая

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых