В СССР 7 МАЯ ОТМЕЧАЛИ ДЕНЬ РАДИО. В КАЗАХСТАНЕ ЭТОТ ПРАЗДНИК ПЕРЕНЕСЛИ НА 1 ОКТЯБРЯ. САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ЧТО ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ КАЗАХСТАНСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ РАБОТАЕТ ПО ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ФРАНШИЗЕ. ТО ЕСТЬ ПОКУПАЕТСЯ БИЗНЕС-ИДЕЯ У КАКОЙ-ТО ЗАРУБЕЖНОЙ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ, СТАВИТСЯ ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, И ВСЁ БОЛЬШЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО. [газетная статья]
Понятие «музыкальный ведущий» уже не актуально. Всё компьютеризировано, радиостанции работают по плейлистам. А ещё страшно то, что на должности программных директоров этих радиостанций часто ставят людей, которые в музыке не разбираются. В итоге радио теряет свою актуальность. Контент ушёл в социальные сети и интернет, где каждый желающий, имеющий кое-какое оборудование, может этот контент самостоятельно изготовлять. Лично я слушаю наше казахстанское радио только тогда, когда передвигаясь на такси.
Когда-то новости на наших радиостанциях были самыми оперативными. Даже сейчас за рубежом журналисты читают новости в эфире вживую. При этом журналист вправе отодвинуть в сторону музыкального ведущего, если новость экстренная, и выдать её в любой момент, вне зависимости от сетки вещания. А у нас сейчас новости записываются и монтируются заранее. Простите, но это уже не новости.
Наш радиослушатель забыл, что такое радиоспектакли, тематические программы. Зачем в эфире слушать о пробках на дорогах, когда все пользуются навигационными программами? Где другая актуальная информация? Прогноз погоды также можно посмотреть в смартфоне. Слушатели уже привыкли: когда ведущему нечего сказать, он говорит либо о пробках, либо о погоде.
Можно ли хоть как-то оживить наш радиоэфир? Какие-то возможности есть. Во-первых, необходимо ограничить выдачу зарубежных франшиз. Они не могут составлять большую часть радиостанций. Во-вторых, нужно расформировать крупные медиахолдинги, которые мало того что существует по большей части за счёт дотаций государства, так ещё и начинающему журналисту без связей в них не устроиться. И в-третьих, дать больше творческой свободы, сформировать базу для создания радиоспектаклей, аналитических программ, выездных репортажей, где журналист старается передать слушателю «картинку» с места событий. А пока что мы вынуждены отмечать день без радио, который для меня наступает каждое утро.
Степан Патрашков, ведущий радиопрограмм