Привлечение инвестиций и налаживание международного сотрудничества может сыграть значимую роль в развитии киноиндустрии Казахстана. Но как сделать нашу страну привлекательной для международного рынка, в котором уже сформировались центры силы? [газетная статья].
Свое решение предлагает автор и руководитель проекта Kazakhstan Office of Film Commissions (КOFC) Станислав Туманов.
– Станислав Иванович, что нужно предпринять, чтобы привлечь зарубежные съёмочные группы в Казахстан?
– Именно эту функцию выполняет кинокомиссия. По всему миру насчитывается более 1000 кинокомиссий, более чем в 100 странах мира, основная часть которых расположена в США, Европе и Азии. Признанная и самая авторитетная организация Association of Film Commissioners International (AFCI) включает в себя более 300 кинокомиссий из 40 стран мира. Она, работая в связке с кинорибейтом (возмещением части затрат за съёмки в определённом регионе), призвана привлекать и поддерживать международные и локальные киномедиакомпании для съёмок на территории страны и оказывать многостороннюю помощь для комфортного пребывания в выбранных локациях. Как показывает международный опыт, мультипликативный эффект кинокомиссии очевиден: привлечение инвестиций, развитие туризма, развитие социальной сферы, увеличение рабочих мест, популяризация страны во всем мире, развитие киноиндустрии.
Проект КOFC представляет собой централизованную модель кинокомиссии: мобильная и эффективная, с сетью региональных кинокомиссий. На международных кинорынках КOFC – единый стенд, представляющий весь Казахстан и аккумулирующий в себе всю информацию о региональных локациях по всей стране. Продюсер (кинокомпания) не бегает по всем регионам Казахстана в попытке найти нужные локации и не договаривается с местными организациями. Все, что нужно, можно получить в одном месте – «едином окне», операторе КOFC.
– Как сегодня обстоят дела с кинокомиссией в Казахстане?
– Проект КOFC начал формироваться с учетом международного опыта с 2009 года. На тот момент при отсутствии законодательной базы полноценное развитие кинокомиссии не представлялось возможным. Получилось завести кинокомиссию в Казахстан только в 2018 году. Было решено сделать пилотный вариант в одном из регионов, где он был представлен на рассмотрение в управлении культуры акимата города Алматы.
В том же году отправлено письмо с проектом КOFC о вступлении в членство AFCI. В 2018 и 2019 годах проект КOFC зеркально отразился в формате круглого стола в рамках открывшегося тогда кинофестиваля Almaty Film Festival. В 2019 году был получен ответ – письмо от AFCI о поддержке инициативы в организации и развитии казахстанского офиса кинокомиссии – КOFC. Важный момент: членство в AFCI должно быть формате общественной организации, поддерживаемой государственной структурой или национальной компанией. На этом основании было отправлено письмо в Министерство культуры и спорта РК о поддержке проекта КOFC. Затем МКС РК перенаправило его в Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК), где он был всесторонне изучен и заимствован в полном объеме.
После этого ГЦПНК преподнес его как собственную инициативу для дальнейшего продвижения, поменяв только название с Kazakhstan Office of Film Commissions, КOFC на новое – «Национальная кинокомиссия». Далее, проект КOFC зеркально отразился в презентационном отчёте: «О деятельности ГЦПНК – «Национальная кинокомиссия – 2020-2021». Хотя по сегодняшний день у ГЦПНК нет собственного проекта по организации и развитию кинокомиссии.
В то же время на основании проекта КOFC первая региональная кинокомиссия (алматинская кинокомиссия, AFC) была открыта в 2019 году, о чем было отмечено на сайте кинофестиваля Almaty Film Festival. Сегодня она существует в рамках управления культуры акимата Алматы в ручном режиме на уровне разрешительных согласований и документов на проведение съемок.
– Насколько законодательство страны обеспечивает развитие международного сотрудничества в кино?
– Инициативная группа выступила с предложением по поправкам в закон о кинематографии, там присутствует и кинокомиссия. Парадоксальная ситуация: опираясь тезисно на проект КOFC, так как в Казахстане не было другого проекта по организации и развитию кинокомиссии, участники этой группы готовы привлечь зарубежных специалистов. При этом они игнорируют отечественных специалистов, не менее эффективных и знающих локальный рынок изнутри.
– Какое влияние привлечение зарубежных кинематографистов может оказать на туризм?
– Уже появилось понятие кинотуризма. Люди, посмотрев успешную картину, стремятся попасть туда, где снимались сцены с понравившейся им локацией. Таким образом, страна, которая принимает у себя съемочные группы, получает дополнительные возможности для увеличения не только туристического потока, но и обеспечения местного населения рабочими местами. А это оказывает прямое влияние на развитие экономики.
Олег БЕЛОВ