Примерное время чтения: 8 минут
1096

«Бетпак дала»: история одной пластинки

Как «Дос-Мукасан» умудрился записать уникальную композицию во времена свирепой цензуры

Несколько лет назад вокруг инструментальной пьесы под названием «Бетпак дала» ансамбля «Дос-Мукасан» начался такой кипиш, что все это перевернуло мое представление о творчестве группы, участником которой я был когда-то. Некоторые российские сайты стали публиковать статьи о пластинке, вышедшей много лет назад, о которой я уже почти забыл. А потом мне начали писать незнакомые люди, в том числе – из за рубежа. С расспросами о том, как я принимал участие в записи этого диска, и особенно – той самой. [газетная статья]

И что теперь ее считают первым произведением (и единственным) в стиле психоделический рок в СССР! А еще я узнал, что аутентичный винил ВИА «Дос-Мукасан» времен СССР 1976 года выпуска фирмы «Мелодия» (у которого, правда, не было оригинального названия), который стоил когда-то 2 рубля с копейками, днем с огнем не сыщешь, а если и найдешь, то продают его за 450-500 евро. Почти как редкая битловская пластинка. И не удивлюсь теперь, если когда-нибудь эта пьеса получит «Грэмми», как первая инструментальная роккомпозиция в психоделическом стиле, созданная в Казахстане во времена правления коммунистов.

САМЫЙ ДОРОГОЙ ВИНИЛ В СССР?

Релиз считается самым дорогим и разыскиваемым из пластинок ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) СССР, а еще эту композицию считают первой психоделической вещью в поп-музыке Союза. Все это меня сразило наповал! А потом через некоторое время одна российская компания подготовила переиздание этой легендарной пластинки на классическом черном 140-граммовом виниле в полноцветной глянцевой отреставрированной и обновленной обложке.

Мастеринг был осуществлен с копии оригинальной мастерпленки. Да и цена не такая заоблачная, около двух тысяч российских рублей: это чуть больше 25 евро, хотя, конечно, это не настоящий винил того времени. И все же как бывший участник ансамбля, который принимал участие в записи этой пластинки, скажу спасибо за это. Еще хочу добавить, что эта пластинка, выпущенная 44 года назад, так высоко ценится среди коллекционеров всего мира именно потому, что там есть инструментальная пьеса «Бетпак дала», которую многие зарубежные критики считают началом психоделического стиля в музыке СССР, если бы он получил дальнейшее развитие.

Как «Дос-Мукасан» умудрился записать и выпустить этот беспрецедентный релиз во времена так называемого застоя и свирепой цензуры? Кто в этом участвовал, что за это получили музыканты? Что такое психоделия, была ли она в Союзе? Хочу рассказать обо всем этом подробнее.

ПОЧЕМУ Я НЕ ПОШЕЛ НА ЮБИЛЕЙ «ДОСОВ»

Как бывшего участника золотого состава ансамбля в 2017 году меня позвали на юбилей ВИА «Дос-Мукасан» и вручили пригласительный. Я работал там с 1974 по 1985 с перерывом в два года. В первый раз ушел оттуда, круто разругавшись с руководством, хотя злые языки утверждают, что меня выперли из ансамбля за пьянку. Между прочим, в группе тогда пили почти все, ведь среди музыкантов и вообще творческих людей того времени это было в порядке вещей. А потом, в 1984 году, меня снова позвали в группу, но я опять ушел оттуда через пару лет. Наверное, устал от них, как и они от меня. Да и времена уже наступали другие – рождалась новая страна, которая требовала новой музыки. Как известно, история повторяется дважды: в первый раз как трагедия, а потом как трагифарс.

-
- Фото: из газетных материалов

А перед самым юбилейным концертом у меня состоялся разговор с руководителем группы Муратом Кусаиновым, где выяснились некоторые не очень приятные моменты этого предстоящего праздника. Оказывается, выступать live на этом концерте мы не будем, в шоу примут участие только нынешние участники очередного состава группы и приглашенные артисты. В том, что состав «досов» постоянно обновлялся, ничего удивительного нет: 50 лет пролетело с основания ансамбля, за это время через группу прошли десятки музыкантов. Мне было только непонятно, почему бы не дать сыграть пару нот или пропеть пару куплетов вживую на сцене Дворца республики в Алма-Ате парням, которые честно отработали десятки, а может, даже сотни шоу. А значит, часть их жизни была отдана группе. Музыкантам было бы приятно вспомнить боевую молодость, а зрителям – увидеть аутентичное выступление бывших участников ансамбля. Такое практикуется во всем мире. На юбилеи разных групп и коллективов на сцену вывозят даже в инвалидных колясках своих бывших соратников – чтобы тем самым отдать дань уважения, выказать им респект за многолетний и честный труд во славу музыки.

А потом совершенно случайно я столкнулся нос к носу с Ерланом Кокеевым (группа «К7»), который поинтересовался, буду ли я на юбилее «Дос-Мукасана», и рассказал, что его группа будет в рамках своего сета (сет-лист – отрезок времени в расписании музыкального мероприятия, – прим. авт.) исполнять в том числе инструментальную пьесу «Бетпак дала». Что это очень сложная вещь и их барабанщик снял один в один мое соло на барабанах оттуда, что все это будет сыграно не под фанеру, а живьем. Как раз примерно в это время и начался неожиданный движняк вокруг психоделии «Бетпак далы». И мне вообще стало не в кайф... Ведь я сам бы мог сыграть это соло на барабанах, оно ведь мной придумано, да и барабанные палочки еще из рук не вываливаются от дряхлости. После этого решил не ходить на этот юбилей, не хотелось исполнять роль мебели. И некоторые бывшие участники золотого состава группы тоже последовали моему примеру. Потому что оказалось: это был не наш праздник.

ЗОЛОТОЙ СОСТАВ АНСАМБЛЯ

А теперь объясню, что такое золотой состав ВИА «Дос-Мукасан». Это участники третьего по счету состава группы, которые с периода 1975 по 1980 год добились значительных успехов в ее творчестве. На Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» были записаны и тиражированы два дискагиганта, на одном из них была композиция «Бетпак дала», также снят фильм-концерт об ансамбле. Коллектив объездил с гастролями почти весь СССР от Тихого океана до Балтики, от Кавказа до Полярного круга: Азербайджан, Грузия, Армения, Белоруссия, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Узбекистан, вся РСФСР. Месяц путешествовали на агитпоезде «Комсомольская правда» по Байкало-Амурской магистрали, давая концерты прямо в тайге. А еще впервые выступали за границей с коммерческими гастролями. В ЧССР концерты шли «на ура», в Турции в 1978 году было вообще по два выступления в день, и всегда толпа ломилась на шоу. Еще была полугодовая поездка к берегам стран Карибского бассейна и США (Новый Орлеан). (Я туда не попал, об этом будет позже.)

Редкое фото группы с Таскын Нарбаевой и Даригой Джаппаровой.
Редкое фото группы с Таскын Нарбаевой и Даригой Джаппаровой. Фото: из газетных материалов

Иначе говоря, это был золотой период для «Дос-Мукасан». Вот имена тех, кто работал в то время в группе: руководитель Мурат Кусаинов – гитара, вокал; Бахытжан Джумадилов – вокал, шанкобыз; Нуртас Кусаинов – вокал; Аскар Джанкушуков – гитара, вокал; Багдад Айдарханов – клавишные, тромбон, вокал; Мурат Сарыбаев – бас-гитара, вокал и Арсен Баянов – барабаны, перкуссия. Примерно в то же время в коллективе рабатали еще две девушки-вокалистки: Таскын Нарбаева и Дарига Джаппарова (она была еще и скрипачкой).

Таким образом, золотой состав сформировался в 1975 году, когда группа поменяла статус студенческого ансамбля политехнического института на профессиональный. Став штатным коллективом творческого объединения «Казахконцерт» со всеми вытекающими отсюда. То есть – профессиональным менеджментом, концертной ставкой, гастрольным графиком, частично оплачиваемым репетиционным периодом (было и такое, репетируешь полгода новую программу, а тебе еще деньги платят), купленной за госсчет звуковой аппаратурой и концертными костюмам и т. д. По тем временам условия просто шикарные. Но так как из предыдущего состава, например Досым Сулеев, Шарип Омаров, Мейрбек Молдабеков и другие, ушли в науку, то решили пригласить новых музыкантов, молодых, горячих – типа влить новую кровь в ансамбль.

Продолжение следует.

Арсен БАЯНОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых