Примерное время чтения: 6 минут
230

Анатомия звука

Почему кобызы становятся электрическими

В ЕГО МАСТЕРСКОЙ ЛЕГКО УЖИВАЮТСЯ ГИТАРЫ, ДОМБРЫ, КОБЫЗЫ, МАНДОЛИНЫ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ РАСКРЫТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИНСТРУМЕНТА, НЕДОСТАТОЧНО УМЕЛЫХ РУК И ХОРОШЕГО СЛУХА, НЕОБХОДИМО РАЗБИРАТЬСЯ В АНАТОМИИ ЗВУКА. НАСКОЛЬКО ЭТО СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРЕКРАСНО ЗНАЕТ АЛМАТИНСКИЙ МАСТЕР ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕМОНТУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВЯЧЕСЛАВ КАЧАНОВ. [газетная статья]

ШАМАНАМ НА ЗАВИСТЬ

– Вячеслав, вы изготавливаете не только акустические, но и электрические инструменты, в том числе такие, как электродомбра, электрокобыз. Чем вызвано это увлечение технотронным звучанием?

 – Нужно отметить, что традиционная домбра и электродомбра – это разные инструменты. Хотя, конечно, они родственные. Электроинструменты в основном создаются для концертной деятельности, с ними можно использовать всё многообразие звуковых эффектов, выступать в больших залах. На акустических инструментах можно играть дома, а также в студии или на концерте, но только с микрофоном. Для концертной деятельности также им желательно иметь звукосниматель. Живой звук неповторим благодаря акустическим обертонам и, несмотря на распространение электроинструментов, имеет множество поклонников.

– Сложно создавать инструменты для профессиональных музыкантов?

– Это непросто, но, с другой стороны, опытные музыканты хорошо знают, чего они хотят. К примеру, я работал над созданием электрокобыза (на фото справа) для Ляйли Тажибаевой. Кстати, «АиФ Казахстан» назвал этот кобыз инструментом года в своих номинациях в 2019-м году. Ляйля играет на прима-кобызе – это современный оркестровый инструмент в отличие от традиционного кол-кобыза, который является даже шаманским. Нужно учитывать, что Ляйля играет не только фольклор, но и рок-музыку, а для этого звуковые эффекты как раз необходимы.

Я делал электрокобызы и прежде, но на этот раз он получился лучше, потому что Ляйля прекрасно владеет инструментом и знает, чего она хочет от него. Она принимала самое активное участие в его создании. Кроме электрического звучания наш кобыз получил оригинальную форму и даже был запатентован.

– Над чем вы работаете сейчас?

– В работе электродомбра из ясеня и карагача. Также делаю из чарынского ясеня классическую гитару и еще одну акустическую гитару с металлическими струнами, в которой будут применены новые технические решения. То есть люди заказывают как электрические, так и акустические инструменты.

-

– В некоторых европейских странах есть такое правило, что каждый ученик должен научиться играть на каком-то музыкальном инструменте. Было бы полезно ввести такую практику для казахстанских школ?

– У нас подобные занятия проводятся лишь факультативно. Что касается музыкального развития, на начальном этапе очень полезной практикой являются школьные хоры. Они позволяют повысить культурный уровень детей, повернуть их лицом к музыке. На втором этапе можно уже давать индивидуальные уроки по какому-то инструменту. Насколько я знаю, в частных школах есть уроки игры на гитаре и домбре для всех желающих. Но не думаю, что это станет общей практикой и в обычных средних школах.

РОК – ЭТО НОВЫЙ СМЫСЛ

– Пик рок-музыки в Советском Союзе пришёлся на 80-е годы, затем наступил спад. Насколько часто в вашу мастерскую приходят рок-музыканты?

– Это вопрос о терминах. Конечно, ко мне приходят участники рок-групп. Но, на мой взгляд, рок-музыкантами являются не те, у кого длинные волосы, кожаные штаны и которые играют на электрогитарах перегруженным звуком. Для меня рок-музыканты – это те исполнители, которые несут какой-то новый смысл. Таких людей среди наших музыкантов очень мало.

– Вы сами являетесь музыкантом. Не кажется ли вам, что музыка как явление достигла подъёма в прошлом и сейчас катится по наклонной?

– Любая система имеет начало, расцвет и окончание. В целом же явления в музыке напрямую отражают общественные процессы и смены социально-экономических формаций. Творчество Баха, символизирующее эпоху завершения периода полифонической музыки – это, на мой взгляд, вершина музыкального искусства. К тому же эта музыка является в полном смысле духовной.

В основном Бах писал свои произведения для служения в церкви и религиозных праздников. И в них отражается христианская философия, которая ставит важнейшие мировоззренческие вопросы и даёт на них ответы. Но если сегодня произведения Баха считаются вершиной музыки, то это не значит, что более талантливый композитор не появится в будущем. Но можно сказать однозначно, что без изменения общества появление такого композитора будет невозможным.

СОВЕТЫ МАСТЕРА

* Любой инструмент после покупки, будь то гитара или домбра, требует доводки. Эта работа проводится индивидуально и учитывает манеру игры музыканта. При настройке часто меняется калибр струн и высота их расположения. Лучше всего заниматься доводкой инструмента, когда ему не менее двух лет. За это время из-за высыхания дерева происходит до 80% деформации грифа. В дальнейшем этот процесс замедляется и наиболее значимым становится износ ладов.

* Главное условие хранения, которое предохраняет корпус от разрушения, а гриф от деформации – это соблюдение режима влажности. Идеальная влажность: 50-60%. Это требование особенно важно для инструментов, которые сделаны не из ламината, а из цельной древесины. Чем дороже инструмент, тем он более требователен к условиям хранения и тем легче его испортить. Для инструмента, сделанного из цельной древесины, именно влажность будет решающим фактором, который определяет качество звучания. Измеряющий влажность прибор называется гигрометр, спасает от многих проблем, связанных с пересыханием. В условиях Алматы влажный воздух, например, во время дождя не сможет причинить вреда инструменту. Если кратковременно влажность повысится до 70%, то это не окажет существенного влияния.

Самое опасное время для инструмента – отопительный сезон. Наблюдается двойственный эффект: в холодный период понижается влажность воздуха, и к тому же его сушит система отопления. Есть три способа регулирования влажности. Это компактный увлажнитель для акустической гитары, который помещается в чехле, компактный электрический увлажнитель, который рассчитан на комнату, где находится инструмент, и кондиционер с климат-контролем для всего помещения. Для владельцев дорогих инструментов такой кондиционер является самым оптимальным способом контроля влажности.

Олег БЕЛОВ. Фото автора и Максима ЗОЛОТУХИНА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых