Юрий Померанцев: «Выходить на сцену нужно на цыпочках»
23 МАРТА НЫНЕШНЕГО ГОДА В ВОЗРАСТЕ 99 ЛЕТ УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКИЙ МАСТЕР, АКТЁР ТЕАТРА И КИНО ЮРИЙ БОРИСОВИЧ ПОМЕРАНЦЕВ. ЗРИТЕЛЯМ ОН ЗАПОМНИЛСЯ ПО РОЛИ СВОЕОБРАЗНОГО ДОБРОГО АЙБОЛИТА ИЗ ФИЛЬМА «НАШ МИЛЫЙ ДОКТОР». [газетная статья]
Стопка книг на рабочем столе, прочитанных, с закладками. Ждут, когда в них погрузится с ясным умом и тонкой душой взгляд мастера. Рядом блокнот с исписанными страницами. Очки. Уютное мягкое кресло. Звенит звонок. И кажется, что атмосфера гримерной комнаты обретёт сейчас форму и осторожной походкой выйдет в направлении сцены. Но она опустела навсегда. «Я не хочу понравиться, ни произвести впечатление. Я хочу запомниться» – так говорил великий актёр, «алмаз театра» Юрий Борисович Померанцев. Редакция «АиФ Казахстан» попросила поделиться воспоминаниями о мастере сцены его ученицу, заслуженного деятеля РК Марину Ганцеву.
– Марина Юрьевна, расскажите, что это был за человек.
– Я случайно узнала про набор в студию актёрского мастерства притеатре им. Лермонтова в 1980 году. Мне тогда было 17 лет. Но я уже знала, что есть такой – Юрий Борисович Померанцев. Ещё в школе я смотрела фильм «Наш милый доктор» и, узнав, что попадаю на курс к нему, мне казалось, что буду учиться у небожителя. Когда впервые его увидела, мне он показался каким-то сверхъестественным. Ему тогда было уже под 60 лет, но это был молодой мужчина, полный сил. До самого конца он поражал нас своей выносливостью, дисциплинированностью. Юрий Борисович никогда не опаздывал, не пропускал занятия. И всегда требовал этого же от нас. Дисциплина – железная. Он говорил, что это даёт основу бережному отношению к актёрскому мастерству.
Прилагательное, которое я могу о нём сказать, с большим уважением, это дотошный. Юрий Борисович всегда был проницательным, интеллектуальным. Он настолько точно разбирался в психологии, что это делало его ходы парадоксальными, а роли запоминающимися.
– Как вам игралось вместе с ним?
– Я благодарна режиссёру Сергею Попову, который предложил пьесу «Однажды в Глосторе» и дал мне роль в том спектакле. И благодарна Юрию Борисовичу за то, что он мне преподнёс очень мощные уроки актёрского мастерства длиною в два с половиной года.
Юрий Борисович всегда говорил, что на сцену надо выходить на цыпочках. Это его любимое выражение, которое я часто слышала от него в последнее время. Нельзя выходить на сцену размашистой походкой. Наоборот, очень бережно и осторожно. Просчитывая каждый свой шаг до поворота ресниц. Это то, о чем мы всегда говорили, разбирая наш спектакль.
Когда мы играли «Однажды в Глосторе», тишина в зале стояла гробовая. Юрий Борисович постоянно что-то приносил с собой: «Вот я нашел пенсне», «Я нашёл шляпку», «Вот я здесь заготовил ручку с блокнотиком». У него всегда были заготовки, которые он приносил из дома. Как он говорил, «это моя домашняя работа. Это то, что мне помогает мою роль сделать объёмной».
Я всегда ждала его рукопожатия в конце спектакля, после того как закроется занавес, Юрий Борисович всегда говорил те слова, которые я ждала. Критика или похвала, или какие-то моменты, которые мы должны обсудить. Дотошность в разборе пьесы и роли поражает до сих пор.
99 ЛЕТ ПОБЕД
– Вы с ним импровизировали?
– В спектакле «Однажды в Глосторе» есть сцена, где у меня длинный монолог, переходящий в диалог с профессором Брэкишем. На столе стоял стакан с водой. Юрий Борисович, бросив газету, случайно его задел. Стакан упал и разбился на мелкие осколки. У меня мгновенно возникла картина, что он может поскользнуться на мокром полу и упасть на осколки. И не останавливая ни на секунду сцену, я побежала за кулисы, зная, что там всегда стоит ведро. И встав на колени, принялась руками собирать эти мелкие осколки, вытирая воду. У нас ушло минут 15 на всю эту длинную сцену, которая прошла на этом физическом действии. Померанцев на ходу подхватил мою инициативу, и стал по-другому со мной разговаривать, пристраиваться, тут же включился в игру.
После спектакля, он сказал мне: «Это была самая лучшая сцена. Специально её так не придумаешь. И так хотелось, чтоб эта сцена не кончалась». В результате случайную мизансцену мы оставили в спектакле. Я очень горжусь этой маленькой победой. Конечно, стакан стоял уже теперь пластиковый, и разливалась только вода. Из таких случайностей и состоит живость спектакля. И таких моментов в «Глосторе» было очень много. Я всегда знала, что сегодня Юрий Борисович придумает что-то новое. Он говорил, что не боится со мной импровизировать. И мы даже, бывало, не договаривались об изменении в сцене, что делало её непосредственной.
Последний спектакль «Глостера» мы сыграли 21 февраля 2021 года. Этот спектакль в память врезался очень сильно. Мы его сыграли, что называется, наотмашь. Глубоко. Я потом зашла к Померанцеву в гримерку. В тот день он сказал: «Сегодня был просто гениальный спектакль. Я благодарен тебе за партнёрство». Я эти слова запомнила на всю жизнь. К сожалению, потом он заболел и уже не мог играть этот спектакль.
– Откуда у него было столько сил?
– Мне повезло, я играла с ним во многих спектаклях. И эта любовь к профессии была с ним всегда. И она же ему и помогла выстоять. Ведь последние годы для него были тяжёлыми. Он жил один. Его супруга, к сожалению, ушла из жизни. И только любовь к театру держала его на плаву. Он всегда был занят. Размышлениями, чтением книг. Интересовался театральной и культурной жизнью не только нашего города, но и России. Он всегда делился какими-то новостями и говорил: «Для меня работа – это главное. Она всегда стоит впереди. И она даёт мне возможность двигаться и радоваться жизни».
В этот момент эмоции Марины дали слабину и уже дрожащим голосом она продолжила:
– Это огромный кусок жизни, который мы прошли вместе. Он всегда говорил: «Я редко даю интервью, не люблю этого делать». Он также добавлял: «Но я всегда даю интервью, если нужно рассказать о Наталье Ильиничне Сац и Шакене Айманове». И я точно так же могу сказать, что о Юрии Борисовиче Померанцеве я буду говорить всегда.
Олеся КОШКАРОВА. Фото Бориса ЮРЬЕВА