4 октября нынешнего года Еврокомиссия приняла первую Европейскую велосипедную декларацию. В ней подчеркивается, что велосипед – это устойчивый, доступный и полезный для здоровья вид транспорта, который приносит значительную экономическую выгоду союзу [газетная статья].
Велодекларация содержит 8 принципов и 36 обязательств по обеспечению безопасности и удобства езды на велосипедах, среди которых:
создание связанных сетей велодорог в городах, организация мест хранения велосипедов и зарядных станций для электровелосипедов, а также строительство велохайвеев, соединяющих города между собой и с сельскими районами.
На самом деле и без этой декларациив европейских странах велоинфраструктура давно и активно развивается, чего не скажешь про Казахстан. В большинстве казахстанских городов и сел велосипедных дорожек и парковок либо нет совсем, либо их можно посчитать по пальцам одной руки. Исключение составляет только Алматы.
Более 15 лет активные алматинские велосипедисты добивались того, чтобы в городе появилась велоинфраструктура. Всё началось в 2007 году, когда инициативная группа «Вело-Алматы» направила акиму петицию о необходимости созданияв городе велоинфраструктуры. За прошедшие годы было проведено множество встреч на разных уровнях (от акиматов до правительства и парламента) и масса различных мероприятий (велопробеги, флешмобы, велосоревнования и др.). В 2010 году в Алматы появилась первая велодорожка транспортного значения вдоль проспекта Абая от пр. Достык до ул. Байтурсынова протяженностью два километра. И вот в 2023 году в городе уже насчитывается более 85 км велодорог и велополос и более 200 специальных велосипедных парковок! Велопарковки можно увидеть около торгово-развлекательных и бизнес центров, акиматов, ЦОНов, школ и университетов.
И самое главное, планы по развитию велоинфраструктуры включены в стратегические документы развития города, в том числе в Генеральный план Алматы. В соответствии с которым планируется, что к 2031 году в городе будет 260 км велодорог и велополос, а к 2041 – более 370.
В последние несколько лет велосипедная инфраструктура стала более популярной, так как помимо велосипедистов ею стали пользоваться самокатчики и водители мопедов. Хотелось бы напомнить алматинцам, что чем больше в городе велодорожек, тем меньше будет на дорогах автомобилей, а это значит, что и воздух наш станет немного чище. И по тротуарам безопаснее ходить, ведь самокатчиков там не будет.
Светлана Спатарь, экоактивист