Примерное время чтения: 4 минуты
55

SOVA как символ глупости  

Эта новость прямо искрится торжеством: сообщается, что в столице наступила «новая эра наблюдения за дорожным движением» [газетная статья].

ОШИБОЧКА ВЫШЛА

Оказывается, старое летоисчисление в Астане закончилось с установкой на проспекте Кабанбай-батыра первой камеры SOVA. Это такая передовая технологическая штука, которая способна фиксировать нарушение правил парковки и остановки автомобилей, а также другие прегрешения водителей. Причем даже в темноте. SOVA есть сова.

Здесь два интересных момента. Первый: эту эпохальную новость выдало ТОО «Парковочное пространство Астаны». То есть товарищество того, чего нет. Потому что вместо парковочного пространства в Астане есть лишь щели и закоулки между зданиями и пятачки у ТЦ. Это подтвердят все автовладельцы столицы и приезжающие сюда на своих машинах гости.

Второй момент. Он объясняет первый. Как известно, генплан новой столицы Казахстана сделал японский архитектор Кисё Курокава в начале 2000-х. Этот план с учетом представленных казахстанскими специалистами расчетов предусматривал, что здесь к 2020 году будут жить 800 тысяч человек.

С расчетами, как водится, наши маленько ошиблись: данное количество горожан было зафиксировано на 10 лет раньше. В 2010-м генплан скорректировали, в нем прописывалось, что в 2030 году в Астане будет 1,2 миллиона человек. Неожиданно для расчетчиков вышло так, что они опять ошиблись на 10 лет. Пришлось в 2019 году генплан снова корректировать. Сколько в него и до и после вносилось всяких поправок и уточнений – не счесть. Но все они были направлены на уплотнение городского пространства. Элитные здания и всякие ЖК до невозможности сжимали будущие проспекты, скверы, променады. Зачастую заменяя их и принося радость отдельным бизнесменам от строительства, но никак не горожанам, в их числе и автовладельцам.

А что вышло? Вот главный проспект столицы – Туран. По расчетам, по нему должны за один час проезжать максимум 900 автомобилей. А проезжает более полутора тысяч. Почти в два раза больше. Этот проспект широкий. А что творится на артериях поуже? Общегородской тромбофлебит!

МОЖЕТ, БЕРКУТ ЛУЧШЕ?

Получается следующее. По причине некомпетентности или корыстолюбия, или самой обыкновенной глупости мы создаем людям массу проблем. А потом пытаемся эти проблемы решить. В большинстве случаев безуспешно. А некоторые попытки влекут за собой отрицательный эффект. Вот то самое ТОО поведало нам, что главная цель умной камеры – собирать в круглосуточном режиме данные о загруженности улиц и парковочного пространства. Верится. Но не до конца.

Мы взрослые люди и понимаем, что такие данные собирать особой нужды нет: загруженность улиц и так называемого парковочного пространства столицы есть величина практически постоянная. Другое дело – SOVA днем и ночью будет фиксировать нарушения, на основе чего затем будут взиматься штрафы с нарушителей. Вполне возможна такая ситуация: скоро водителям начнут приходить штрафы о нарушении ими некоего парковочного пространства. А водители спросят городские власти: уважаемые, а где мне ставить машину? Покажите!

…Чуть отвлекусь. Жизнь показывает, что чем меньше власти оставляют своим гражданам пространства – физического, социального, культурного, политического – любого, – тем выше вероятность нарушений этого пространства и разных конфликтов между властью и гражданами.

Вернемся к теме. В общем, выходит, что умные камеры будут бороться с последствиями глупых решений тех, кто лишил парковочного пространства автовладельцев. Интересная деталь. В своем сообщении ТОО «Парковочное пространство Астаны» с гордостью сообщило, что SOVA будет предоставлять данные, которые станут обрабатываться на специальной платформе, использующей искусственный интеллект.

Здесь я подумал: если признать первичность причин и вторичность последствий, то искусственный интеллект хоть в виде совы, а еще лучше – беркута, должен «сидеть» в первую очередь не на дорожных столбах, а в кабинетах архитекторов, проектировщиков, а главное, в кабинетах тех, кто распоряжается городским пространством.

Но потом я эту мысль отмел. Ведь сколько лет искусственному интеллекту? Всего ничего каких-то несколько десятков. А вот человеку разумному целых 200 тысяч. И за это время у него грубый инстинкт самосохранения превратился в такой гибкий инстинкт выживания, который всё настраивает под себя. Поэтому уверенно могу сказать, что искусственный интеллект будет думать именно в ту сторону, в которую думает хозяин кабинета. Человек есть человек.

Михаил Чирков, обозреватель

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых