В Алматы запускаются новые автомобильные развязки, но пробок не становится меньше. Заторы возникают даже в выходные дни и отравляют жизнь горожан в прямом и переносном смысле этого слова. [газетная статья]
Если даже построить дороги по пять полос в обе стороны в районе рынка «Алтын Орда» на выезде из Алматы в сторону Бишкека, пробки не станут меньше. Эксперты из большинства стран мира убеждены, что лучшее средство для разгрузки транспортных артерий – развитие рельсового транспорта. Правда, не такого, как ЛРТ в Нур-Султане.
О необходимости развития пригородных поездов и строительства рельсовых дорог в Каскелен, Талгар и Иссык говорилось на самом высоком уровне. В определенной степени задачу облегчает то, что на север и запад от Алматы уже протянуты ветки железных дорог. И действительно, по ним запускают пригородные поезда, которые на сегодняшний день считаются самым комфортным видом междугороднего транспорта. К тому же и самого доступного – проезд стоит всего 80 тенге. Но эти маршруты не отличаются стабильностью.
1 декабря нынешнего года в очередной раз было приостановлено движение пригородного поезда Алматы – Капчагай. Причиной стало отсутствие субсидий со стороны акимата Алматы. Поезд курсировал раз в день от вокзала Алматы-1. Чтобы сделать маршрут более удобным для пассажиров, можно было бы продлить его до вокзала Алматы-2. А летом состав мог бы доходить и до северного берега Капчагая. Вместо этого он совсем исчез из расписания, а пассажирам пришлось вернуться на автодороги.
Судя по всему, сотрудники акиматов не пользуются междугородними автобусами. Было бы очень интересно предложить им доехать из Алматы до Капчагая на общественном транспорте. Они бы на личном опыте узнали, что автобусные парки и автовокзалы давно перешли в частные руки. Что к автовокзалу «Саяхат» в Алматы, а точнее, к тому, что от него осталось, не подходит ни один городской автобус. Расписания нет ни на сайте, ни в самом автовокзале. Билеты давно не продаются – пассажиры расплачиваются напрямую с водителем. На маршруте до сих пор встречаются старые «газели», где отсутствует багажное отделение, а большая часть пассажирских сидений не ориентирована на безопасное движение. Единственное усовершенствование – в салоне есть табуретка, на которую можно усадить дополнительного пассажира. Убежден, если в пути такое место достанется сотруднику акимата, он станет активно выступать за развитие рельсового транспорта.
Олег Белов, обозреватель