Многие иностранцы, приезжая работать в Алматы, не рискуют передвигаться за рулем авто. Дело не только в пробках. Казахстан регулярно занимает лидирующие места по аварийности на дорогах среди стран СНГ и Европы. Причина в низком уровне культуры вождения и высокой агрессивности на дорогах. Казалось бы, теперь появилась альтернатива – Алматы занимает первое место среди городов Центральной Азии по протяжённости велосипедных дорожек. Однако на них царит такой же хаос, как и на автодорогах [газетная статья].
Мы решили провести рейд по состоянию велодорожек крупнейшего мегаполиса страны. С одной стороны, они активно используются и вносят свой вклад в транспортную логистику и решение экологических проблем. Но с другой, велодорожки до сих пор не проходят по главным транспортным артериям, соединяющим спальные районы с центром. В то же время одну из велополос построили на довольно тихой улице Валиханова (выше проспекта Райымбека), где ее регулярно заполняют паркующиеся авто. Тут же к ним подъезжает пара эвакуаторов, которая увозит машины в еще более спокойное место.
Существует проблема и с маркировкой. Во многих местах не хватает знаков «Велодорожка», табличек «Полоса движения». О велосветофорах приходится только мечтать. Нередко отсутствует разметка. Например, она почти исчезла на территории выставочного центра «Атакент» (ВДНХ), и это пространство используется для автопарковки.
Наиболее активно по велодорожкам перемещаются электросамокаты. Нередко на них, вопреки правилам, едут сразу двое человек. В вечернее время самокатчики иногда едут параллельно друг другу, создавая непреодолимый барьер для встречного транспорта. Большой проблемой являются брошенные самокаты, которые превратились в самый распространенный и опасный вид мусора в городе. А на велодорожке на улице Утепова можно увидеть не только оставленные самокаты, но и целую парковку из них.
С самой большой скоростью по велодорожкам перемещаются водители мопедов, хотя им вообще запрещено там ездить. Полиция на это особого внимания не обращает. Наихудшей дисциплиной отличаются курьеры на мопедах и электросамокатах. На велодорожках часто паркуются нерадивые водители авто. Это вынуждает владельцев средств индивидуальной мобильности выезжать на встречную полосу.
Свой вклад в хаос вносят и пешеходы. Особенно напряженная обстановка складывается по вечерам на улице Кекилбаева (бывшая Каблукова), и это не связано с известным медицинским учреждением на этой улице. Расположенную там самую широкую в городе велодорожку используют для променада дамы с собачками, мамы с колясками, влюбленные парочки и пенсионеры. И это несмотря на то, что вдоль улицы идут два тротуара
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
* Ввести строгие штрафы за парковку электросамокатов на велодорожках.
* Построить велодорожки вдоль главных улиц, соединяющих спальные районы Алматы с центром города, это улица Джандосова, проспект Абая и улица Толе-би.
* Маркировать места, предназначенные для парковки самокатов, и запретить их парковку вне этих мест.
* Вынудить компании, предоставляющие прокат устанавливать постоянные ограничители скорости.
* Ввести госномера для мопедов.
СПРАВКА
30 августа 2023 года в Казахстане вступил в силу закон, регулирующий средства индивидуальной мобильности. Отныне водители электросамокатов должны передвигаться с максимальной скоростью до 25 километров в час по велосипедной дорожке или велосипедной полосе движения. При отсутствии такой возможности разрешено движение электросамокатов по правому краю проезжей части дороги, включая полосу для маршрутных транспортных средств, с соблюдением установленных требований. Водителю должно быть не менее 18 лет, обязательно использование застегнутого шлема и светоотражающей одежды, а также наличие водительских прав любой категории.
На тротуарах и пешеходных дорожках движение электросамокатов допускается со скоростью не более 6 километров в час, при этом без угрозы для пешеходов.
Введены также запреты для водителей мопедов, электросамокатов и велосипедов. В частности, им запрещено:
ездить, не удерживая руль хотя бы одной рукой;
перевозить пассажиров, за исключением велосипедов и мопедов с соответствующими приспособлениями;
перевозить груз, за исключением специальных приспособлений для перевозки на велосипедах и мопедах;
пересекать пешеходные переходы, находясь на транспортном средстве;
двигаться в темное время суток по дороге без светоотражающего элемента;
управлять без застегнутого шлема при движении по дорогам;
водителям мопедов также запрещено двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе, обочине, тротуарам и пешеходным дорожкам.
КСТАТИ
В Париже, городе, который одним из первых внедрил аренду самокатов, с 1 сентября 2023 года запретили их уличный прокат.
Официально электросамокаты полностью запрещены в Торонто. Однако власти признавали, что в реальности запрет работает слабо. Поэтому весной ввели пилотный проект, согласно которому управлять самокатом можно только с 16 лет при наличии шлема. Максимальная скорость – 24 км/ч. Если проехал быстрее, грозит штраф до 25 000 долларов и/или лишение свободы на срок до шести месяцев.
В Сингапуре самокатчикам запрещено ездить по тротуарам, можно только по специальным дорожкам. Иначе штраф до 2000 сингапурских долларов и/или тюремное заключение на срок до трех месяцев.
В Дании, Норвегии и Испании можно ездить только в шлеме и запрещено парковаться в центре городов.
В Великобритании управлять электросамокатом можно только с 18 лет, а сам водитель должен иметь действующие водительские права. Скорость – не более 20 км/ч.
В Швейцарии нельзя ездить по тротуарам, только по велосипедным дорожкам со скоростью не более 20 км/ч.
В Шанхае и Гуанчжоу движение электросамокатов полностью запрещено, кроме специальных выделенных зон.
Близок к этому и Пекин. Обсуждается запрет самокатов во всех крупных городских агломерациях Китая.
Олег БЕЛОВ