Сезон отпусков в самом разгаре. Выдавшийся на редкость прохладным июнь остался позади. Наступили по-настоящему жаркие дни. И теперь самое время подумать о том, куда бы вырваться в поисках эмоциональной и телесной разгрузки. Проще говоря, где бы достойно отдохнуть. Разумеется, по возможности [газетная статья].
НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ?
Ехал как-то в поезде в одном купе с убежденным оптимистом, отчетливо видящим радужные перспективы родной страны во всех областях. Европа, говорит, разваливается. Азия задыхается. Америка вообще погрязла в долгах и из-за этого так и намеревается затеять очередную мировую войну. И Казахстан, мол, от этого всего непременно выиграет. Очень скоро, дескать, главной международной диалоговой площадкой станет Астана.
А отдыхать весь народ потянется на райские пляжи Каспия, Балхаша и Алаколя. Насчёт Европы с Америкой я с ним согласился. Отчасти и насчёт Астаны. Но по всему остальному у меня возникли вопросы. В особенности по поводу райских пляжей. Однако задавать я их не стал. Прекрасно ведь, когда человек верит в лучшее.
По некоторым данным, 60% процентов казахстанцев в этом году не планируют выезд на отдых за границу. Причины тому разные. В основном – экономические. Инфляция, рост цен при застое зарплат всё-таки дают о себе знать. Плакать начинают даже некоторые богатые. А небогатым по поводу отдыха тем более не следует питать иллюзий. Зарубежные курорты и отели с дельфинами им однозначно не по карману.
Тем временем аномально жаркое лето располагает к мечтам о морском побережье. К счастью, альтернатива у нас имеется. Не ахти какая, но всё же. Проверенный эконом-сегмент – свои местные пляжи. Правда, без пальм, теплоходов и заграничного сервиса. Но плачущим богатым и не приученным к турецким или тайским берегам остальным и они сойдут. К примеру, если говорить о жителях юга и юго-востока страны, то это берега Капшагайского водохранилища, Балхаша и Алаколя.
Цены в этих недавно ставших курортными местах, правда, тоже не детские. Но за вычетом стоимости авиаперелёта за границу всё равно выходит дешевле. Таким образом, союзники отдыха на родине – доступная логистика и возможность быстро собраться и поехать. Враги – «недетские» цены и отсутствие нормальных дорог. По поводу последних претензий нет только к Капшагаю. И почти нет к Алаколю. А вот Балхаш…
РАЛЛИ «БАЛХАШ»
Кому из классиков принадлежит знаменитое высказывание о двух старых российских бедах, одной из которых являются отвратительные дороги, доподлинно неизвестно. Бытует мнение, что Карамзину. В конце концов, это не так уж важно. Важно то, что крылатая фраза, произнесённая не один век назад, актуальна и сегодня. И отнюдь не только для России, но и для нас.
И это ведь на самом деле так. Если в крупных городах и их окрестностях дороги особых нареканий не вызывают, то в глубинке ситуация совсем другая. Страна у нас огромная. Расстояния между городами большие. И когда минуешь, к примеру, километр этак триста пятидесятый республиканской автострады Алматы – Усть-Каменогорск и уйдёшь в сторону озера Балхаш, хочется выйти из машины и дальше идти пешком. Потому как начинается то, что дорогой назвать в принципе нельзя.
Если вы собрались ехать на своем личном транспорте на это уникальное озеро, то дороги до него, особенно в завершающей части пути, на любой вкус. Тут тебе и зубодробительная «стиральная доска», на которой машина вместе со своим содержимым трясётся так, словно ей в выхлопную трубу вставили вибратор. И гравийка с вылетающими из-под колес встречного и попутного транспорта образцами твердых пород. Есть и грунтовка, из которой торчат острые, как наконечники стрел, камни, способные взлохматить резину так, что меняй сразу и без вопросов.
Встречаются и одиноко лежащие валуны, терпеливо ожидающие брюха автомобиля с зазевавшимся водителем. При этом, случись что, из-за низкой плотности населённых пунктов до ближайшего автосервиса, скорее всего, будет очень далеко. И не факт, что он будет вообще работать. Так что если вы вздумали ехать самостоятельно, то две запаски и полный набор инструментов с ремкомплектом для вас не роскошь, а реальная необходимость. Будет лучше, если вы прихватите с собой автомеханика.
Проблемы с асфальтовым покрытием начинаются километров через двадцать от кольца Молалы. Это развилка, от которой, как в сказке, направо пойдешь – на Алаколь попадешь, прямо пойдешь – на Балхаш попадешь. Ну а налево – собственно, станция Молалы, именем которой и названо кольцо. И если иметь в виду, что до озера от него порядка сотни километров, то перспектива путешествия выглядит как минимум приключенческой. Тем не менее люди едут. И немало.
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ
О планах реконструировать столь важную транспортную магистраль, имеющую в летний сезон весьма высокое значение, говорят на протяжении последних лет десяти. Кое-где даже приступили к реконструкции. Но как приступили, так и отступили. И на сегодняшний день там труднопроходимое бездорожье даже для джипов.
Большинство наших транспортных артерий построено еще советскими специалистами, которые в рамках своей «диктаторско-авторитарной» индустриализации возвели в нашей степи города, заводы, фабрики и даже космодром. И все это соединили между собой автомобильными дорогами.
Пришедшие после них к власти капиталисты-демократы под рыночную дудку быстренько приватизировали и продали на металлолом в соседнюю восточную страну всё, что можно. Не продали только дороги. Поскольку их нельзя взять и унести, на них просто плюнули. Коммунистический асфальт пролежал еще какое-то время, а потом стал постепенно разрушаться, оставляя вместо былого твердого покрытия лишь направления. Во-первых, срок свой он давно отслужил. А во-вторых, современное автомобильное движение гораздо более интенсивное, чем в былые времена. И фуры с автобусами сегодня несут нагрузку не менее 8-10 тонн вместо прежних шести.
– В этом году планируют завершить 35-километровый участок от села Егинсу до Матая. А дорогу от Матая до Лепсы длиной 45 км обещают закончить в декабре 2024 года, – рассказала нам аким Лепсинского сельского округа Саркандского района области Жетысу Гульнар Серикбаева.
Кстати, в самом селе Лепсы дорога в хорошем состоянии. Есть даже тротуары, что редко встречается в сельской местности. Только вот автозаправка с покосившейся и изрядно проржавевшей колонкой выглядит так, словно это декорация кинематографического ужастика, застывший кадр полувековой давности. Словом, своя ложка дегтя обязательно найдётся в любой бочке мёда.
Ну а люди все равно едут. Несмотря на сложности и возможные проблемы. Потому как голубая водная гладь манит. И как мы сказали в начале, берег турецкий (грузинский, тайский, вьетнамский, кому что больше нравится) по карману далеко не всем.
Айдар ЕРМЕКОВ