Один из главных сюрпризов международного фестиваля Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева для алматинцев подготовил Театр кукол Республики Карелия, один из старейших в России [газетная статья].
Его история началась в 1935 году. Спектакль «Сад» с, казалось бы, классическим чеховским сюжетом заиграл новыми красками благодаря экспериментальной сценографии и превращению людей в кукол. Тема этой постановки очень актуальна для Алматы, где большая часть яблоневых садов в предгорьях в последние десятилетия была уничтожена новоявленными лопахиными ради строительства коттеджей. Даже на улицах города почти не осталось деревьев, которых бы не коснулась бензопила.
Многие лиственные великаны превращены в жалкое подобие чупачупсов и пальм. Некогда уютный город-сад превратился в город – вырубленный сад, и это многократно усилило впечатление от гротескной постановки Карельского кукольного театра, директором которого с 2009 года является заслуженный работник культуры России Любовь Васильева.
– Любовь Николаевна, почему для этого фестиваля, в фокусе которого постановки для юных зрителей, вы выбрали один из самых взрослых спектаклей своего театра, да еще и с ограничением«18+»?
– У нас большой репертуар, и он направлен прежде всего на подрастающее поколение. Есть даже спектакли для детей от одного года, постановки для детей с трех, пяти лет – для семейного просмотра. Но есть также и спектакли для взрослых, к ним относится «Сад». Понятно, что речь в нем идет не о детском саде и, к счастью, не о маркизе де Саде, в его основе комедия Антона Чехова «Вишневый сад». Что касается появления этого спектакля в программе, то выбор был сделан организаторами фестиваля. Насколько я знаю, для показов в странах СНГ ТЮЗ им. Брянцева отобрал самые заметные постановки своих фестивалей в Петербурге. Неудивительно, что этот яркий спектакль режиссёра Александра Янушкевича вошел в программу. Эта постановка, которой мы по праву гордимся, получила несколько призов, была номинирована на премию «Золотая маска», в ней задействована фактически вся наша труппа.
– Есть ли в вашем репертуаре другие спектакли, где люди не управляют куклами, а сами превращаются в них?
– Этот прием мы используем, например, в спектакле «Ревизор». Произведения Гоголя и Чехова прекрасно подходят для такой стилистики, ведь эти писатели показывают, как часто люди живут в масках всю свою жизнь. Если в спектакле «Сад» маски соразмерны лицам, то в «Ревизоре» они заметно больше, что делает их еще более гротесковыми и, кстати, облегчает просмотр тем, кто сидит на дальних рядах. Роль Раневской в постановке «Сад» блестяще сыграла заслуженная артистка России Любовь Бирюкова.
– Насколько сложно играть весь спектакль в маске?
– Это не так просто, но художница Татьяна Нерсисян придумала маски из дышащего материала, что облегчило нашу задачу. Поэтому мы не снимаем их даже в паузах за сценой, тем более что устанавливать их довольно сложно.
– Игра в традиционном театре во многом связана с мимикой. Какие актерские средства вам пришлось использовать в этой постановке, чтобы передать характер персонажа?
– В этом спектакле большая нагрузка ложится на пластику и голос. Очень важно, чтобы отверстие для рта на маске находилось в верной позиции, иначе сила голоса будет теряться. Здесь у каждого героя своя кукольная манера движения, очень много коллективных динамичных сцен, выразительный свет, атмосферные декорации и музыка. Все это позволяет компенсировать отсутствие мимики. А в конце, когда мы выходим на поклон, зрители могут увидеть наши настоящие лица, и это одно из самых захватывающих превращений, которое возможно только в кукольном театре.
Олег БЕЛОВ