Примерное время чтения: 8 минут
166

Островок надежды

Кадр из фильма «Голиаф» / из газетных материалов

Кинематограф Казахстана находится в незавидном положении. Споры и противоречия не позволяют объединить и без того небольшой кинорынок. Достаточно вспомнить недавний скандал с фильмом Николая Постникова «Образ жизни». (Читайте статью «Дело в кадрах», «АиФ Казахстан», №16 от 19.04.23.) Эту документальную новеллу, рассказывающую о съемках современных казахстанских фильмов, высоко оценили многие кинематографисты. Но Госцентр поддержки национального кино отказался принимать этот фильм [газетная статья].

Невольно возникает вопрос: кто же будет поддерживать отечественное кино, у которого сложности в финансировании, слабые права в прокате и туманные перспективы в продвижении? Достаточно вспомнить, что в стране нет ни одного кинотеатра отечественных фильмов. Американская сеть фастфуда, ради ресторанов которой сносились советские кинотеатры, ушла, но киноплощадки уже не вернуть. В этой сложной ситуации одним из островков надежды остается Ассоциация кинокритиков Казахстана. На днях она объявила победителей ежегодной казахстанской премии в области кино «Выбор критиков – 2023». Церемония награждения состоялась в Алматы в университете AlmaU.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

После церемонии награждения на вопросы нашей газеты ответила президент Ассоциации кинокритиков Гульнара Абикеева.

– Гульнара Ойратовна, какое количество картин отсмотрели кинокритики, чтобы выбрать победителей?

– В 2022 году в Казахстане сняли 58 полнометражных игровых картин. В годы пандемии по понятным причинам наблюдался спад. В 2020 году снято 15 картин, в 2021 – 17, а до этого наблюдался подъем, кинематографисты подходили к этой цифре. Из 58 картин треть – участники и призеры международных кинофестивалей. Шесть картин мы отнесли к так называемому народному кино. Это не фестивальное, а жанровое кино, которое собирало большое число людей, имело резонанс у зрителей и СМИ. К ним я отношу картину «Дос-Мукасан», которая сблизила поколения отцов и детей, фильм «Параолимпиец», имеющий огромное воспитательное значение, «Каш» – о голоде, ее ждали и бурно обсуждали в народе. «Время патриотов» – экшен-фильм, но очень патриотичный. Все эти ленты востребованы у зрителей.

Кадр из фильма «Бакыт».
Кадр из фильма «Бакыт». Фото: из газетных материалов

УДАЧНЫЙ ДЕБЮТ

– Сложно ли было выбрать лучшие работы?

– Еще как! В числе 58 картин были и работы мэтров, и дебютантов, появились фавориты, у нас в число номинантов попало 24 автора. Картины «Каш», «Голиаф» и «Бакыт» получили больше премий, чем остальные. Соревновались сильные картины, что говорит о том, что казахстанское кино сейчас на подъеме. Около недели мы решали, кто получит главный приз: предварительный подсчет, голосование, обсуждение. Всё было демократично, ведь у нас члены ассоциации находятся в США, Грузии, Лондоне, Астане, так что проводились zoom-сессии. Впервые за всю историю «Выбора критиков», начиная с 2015 года, главную награду получила картина-дебют. Лучшим фильмом драмой назван фильм «Братья» – первая полнометражная работа режиссера Дархана Тулегенова.

– Что вы пожелаете казахстанским кинематографистам?

– Мне очень понравилось, что церемония прошла с аншлагом, пришли все приглашенные кинематографисты, кроме отсутствовавших в городе. Получать премии люди выходили на сцену всей съемочной группой, несмотря на то, кого из них награждали. Возникало чувство духовного братства, единства. Все это нужно сохранить. К церемонии Ассоциацией кинокритиков Казахстана издана книга «Казахское кино: культурная матрица и тренды», где мы осветили кинопроцесс страны за второе десятилетие XXI века, в нее вошли 15 аналитических статей и 20 рецензий. Она издана на основе материалов британского портала «Кинокультура», посвященного казахскому кино. Я являюсь редактором, составителем этого выпуска от Казахстана. В книге есть рецензии на фильмы, которые номинировались на премию «Выбор критиков» и получали призы. Премия создана ради объединения кинокритиков и кинематографистов, нужно понять, куда мы движемся. Нам нужно добиться объединения между кинематографистами и кинопрокатчиками, чтобы больше казахстанских картин доходило до зрителей.

Кадр из фильма «Бакыт».
Кадр из фильма «Бакыт». Фото: из газетных материалов

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ

Продюсер фильма-победителя «Братья» Максим Акбаров доволен, что дебютная картина режиссера Дархана Тулегенова представлена в шести номинациях премии. К слову, к созданию фильма причастен Фархат Абдраимов.

Многие поклонники казахского кино остались довольны, что фильм режиссера Аскара, посвященный проблемам домашнего насилия над женщинами и нелюбви в семье, не остался без приза. Ранее продюсер и автор идеи картины Баян Алагузова призналась, что актрису на главную роль сложно было найти, так как никто из претенденток не решался оголиться перед камерой. Актриса Лаура Мырзахметова блестяще справилась со своей ролью. Ее партнер Ерболат Алкожа награжден за лучшую мужскую роль второго плана. Они покорили публику на родине, а также зрителей и жюри престижных международных кинофестивалей за рубежом.

Директор кинофестиваля «Байконур» Ануар Кенжебаев сообщил, что ближайший возглавляемый им кинофорум пройдет с 6 по 10 сентября. Главным сюрпризом этого года станет новый международный конкурс дебютных полнометражных лент. Прием заявок для участия в конкурсной программе VIII Baiqonyr Film Festival стартовал 5 мая. На международные конкурсы заявки будут приниматься до 1 июля, на национальный – до 1 августа.

Берик Айтжанов – лучшая мужская роль.
Берик Айтжанов – лучшая мужская роль. Фото: из газетных материалов

Победители конкурса «Выбор критиков – 2023»

Лучший фильм-драма – «Братья» (продюсер Максим Акбаров). Лучший жанровый фильм – «Дос- Мукасан» (продюсер Айгуль Байбек).

Лучший режиссер – Дарежан Омирбаев (фильм «Акын»)

Лучший дебют – «Каш» (режиссер Айсултан Сеитов).

Лучший сценарист – Серик Апрымов («Ауыл»).

Лучший оператор – Азамат Дулатов («Каш»).

Лучший художник-постановщик – Ермек Утегенов («Голиаф»).

Лучшая женская роль – Лаура Мырзахметова («Бакыт»).

Лучшая мужская роль – Берик Айтжанов («Голиаф»).

Лучшая женская роль второго плана – Толганай Талгат («Каш»).

Лучшая мужская роль второго плана – Ерболат Алкожа («Бакыт»).

Лучшая музыка – Акмарал Зыкаева («Қаш»).

Лучшая песня – Atajurt (Hey Monro, jeltoksan, «Лето 1941 года»).

Лучшие спецэффекты – «Время патриотов».

За вклад в каскадерскую профессию отмечен руководитель каскадерской группы «Номад» Жайдарбек Кунгужинов.

За вклад в фестивальное движение награжден директор кинофестиваля «Байконур» Ануар Кенжебаев. Уникальность фестиваля заключается в том, что все эти годы он проводился без государственной финансовой поддержки.

Зухра ТАБАЕВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)