Примерное время чтения: 9 минут
98

В пользу бедных?

Регулярные пенсионные взносы делают всего 2,5 млн казахстанцев

О пенсиях не говорят, увы, только ленивые или совсем богатые. Тема обеспеченной старости касается каждого благоразумного человека. А пенсионная система любой страны отражает состояние экономики, качества жизни, да и вообще – это один из важнейших показателей здоровья нации.

Мы помним все странности и коллизии развития нашей пенсионной системы. Фонды разворовывались, были бессмысленные и провальные инвестиции. Даже придумали удивительный пятипроцентный налог для работодателя со следующего года, который не только мог разрушить малый и средний бизнес, но и реально угрожал привести к народному недовольству. Благо, президент РК одним из своих первых решений отменил это «мутное» нововведение. И вот сегодня, 20 ноября, на втором Форуме стратегических инициатив намечено обсуждение необходимости проведения очередной реформы пенсионной системы.

Бессистемная система

Каждый этап развития пенсионной системы обусловлен весомыми экономическими и социальными факторами. Изменения в этом секторе затрагивают самые широкие слои населения и бизнеса. Поэтому они должны быть хорошо подготовленными, стратегически выверенными, а процесс принятия решений должен основываться на системном анализе и тщательных расчетах.

В 1998 году Казахстан ввел накопительный компонент в пенсионную систему. Солидарная (распределительная) модель, когда выплаты пенсионерам производятся за счет текущих отчислений работающих, со временем стала неустойчивой и в перспективе – несостоятельной. Сохранение её приводило к дальнейшему росту нагрузки на работодателей и работников.

Накопительный компонент во всех странах создает стимулы: работать в течение трудовой жизни, зарабатывать стабильно, и тем самым сберегать средства для пенсии. Но пенсионная система – как живой организм, она постоянно развивается. И после 1998 года было принято несколько программ развития, которые отражали изменения каждого периода.

С 1 июня 2005 года была поэтапно введена базовая пенсионная выплата (так называемый демогрант) для всех пенсионеров. Фактически это минимальный стандарт пенсионного обеспечения из госбюджета.

Сейчас ответственность за пенсионное обеспечение граждан в первую очередь лежит на государстве. Государство выплачивает базовую пенсию – всем гражданам пенсионного возраста. И солидарную – имеющим не менее 6 месяцев трудового стажа до 1998 года. Работник также принимает участие в своем пенсионном обеспечении посредством уплаты 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ) со своей зарплаты.

Вроде всё чётко и понятно. И всё же пенсионная система, существующая в Казахстане, не способна обеспечить насущные потребности стариков. Сегодня свыше 70 процентов тех, у кого есть пенсионные накопления, имеют на своём счёте меньше миллиона тенге. Этого миллиона (хоть цифра и звучит солидно) не хватит даже на первоначальный взнос при оформлении ипотеки. Поэтому необходимо сделать что-то такое, что поможет нам не только откладывать на старость, но и накопить на жильё, на сколько-нибудь достойную жизнь.

Сингапурский пример

На прошлой неделе эксперты Центра стратегических инициатив вновь доказывали необходимость провести в самое ближайшее время полную реформу пенсионной системы. Было предложено перенять опыт Сингапура и создать центральный накопительный фонд. По предложенной модели и работник, и работодатель вносят в фонд ежемесячные взносы, которые затем распределяются на три разных счёта вкладчика: обычный, специальный и медицинский. Средства с обычного счёта вкладчик может использовать на покупку жилья, оплату обучения себе или другим членам семьи. Также возможно и досрочное изъятие денег в случае утраты трудоспособности или если вкладчику, например, поставят диагноз неизлечимой болезни. Средства, накопленные на специальном счете, будут неприкосновенным пенсионным запасом. Ну а деньги с медицинского счёта вкладчик может расходовать на своё здоровье.

Как считает директор по проектам ЦСИ Бахытжан Саркеев, «эту систему можно успешно адаптировать для казахстанских условий. Такой комплексный подход способен отвечать интересам всех сторон, в том числе и государства, которое сможет легализовать теневую экономику, и работодателей, для которых уменьшится налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. А работники в таком случае получат полноценный инструмент для решения своих социальных вопросов и текущих проблем».

Опять вроде чётко и ясно. Но нам всё время объясняют «в будущем времени»: как отдавать, кто будет накапливать, говорят про какие-то непонятные инструменты. А вот мне интересно другое. У соседей в России тоже грядёт пенсионная реформа. И там очень много бонусов, весьма привлекательных и для нас. Не секрет, средняя продолжительность жизни нашего замученного мужика чуть больше шестидесяти. Так что не успеет он потратить свою пенсию на Мальдивах. Так вот в России решили отдавать деньги наследникам. Очень разумно и справедливо. А что у нас? Как быть, если деньги потребовались на дорогостоящую операцию, при инвалидности, в других сложных жизненных обстоятельствах? Всё это возможно, лишь когда ты дотянул до «рубежа».

Тень прошлого

Как известно, хуже всего жить в эпоху перемен. И так сложилось, что ещё много лет будут выходить на пенсию люди советской эпохи и те, кто работал в неадекватные 90-е. С каждым годом станет всё больше выходящих на пенсию людей, которые всю жизнь работали в СССР и в мутные перестроечные годы в непонятных конторах, от которых не то что архивов – даже названий не осталось. В их трудовых книжках имеется множество записей о фирмах вроде «Рога и копыта», чьи выцветшие печати не разберешь.

И вот человек практически всю жизнь отработал на одном предприятии и получал неплохую (даже высокую) зарплату. Он идет в пенсионный фонд, предоставляет трудовую, и его просят принести справку о размере заработной платы. Но справку уже негде взять! В архивах данных нет. Часто нет и самих архивов. Человеку начисляют «минималку».

Или приехал кто-то из Узбекистана, перед отъездом все справки с места работы и о зарплате собрал. И предоставил эти справки. Но инспекторы им не верят. Отправили свой запрос. Архив (узбекский) не отвечает. В пенсии отказали, мотивируя тем, что нет ответа. К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы. Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет.

За наш счёт

Бесспорно, пенсионная система нуждается в реформе. И в том числе необходимо сократить административные расходы управленцев.

По словам члена Национального совета общественного доверия при президенте Рахима Ошакбаева, его «сильно впечатляют» аппетиты АО «ЕНПФ». «Они в год, не управляя пенсионными активами, тем не менее, взимают комиссию за «управление» ими в размере 45 миллиардов тенге. Совокупно же все их комиссии составляют 60 миллиардов тенге. Административные расходы – 20 миллиардов тенге. Мне очень тяжело представить, на что можно потратить 20 миллиардов. Для сравнения, содержание Минфина, который администрирует всю бюджетно-налоговую систему с 81 ГУ, обходится всего в 6 миллиардов тенге. А очень странные гигантские затраты на рекламу фонда? Конкурентов нет, фонд государственный. В чем смысл тратить девять миллиардов в год?»

Ещё один вопрос – это низкая эффективность текущей трехуровневой пенсионной системы. Мы декларируем три уровня, на самом деле 92% идет из бюджета. Обязательная накопительная часть – её реальная доходность за первое полугодие текущего года только 0,09%. Регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего 2,5 млн человек при более чем восьми миллионах занятых в республике.

При этом 63% из них показывают зарплату меньше минимальной, то есть менее 42 тыс. тенге. Уровень накоплений тоже очень низкий – 6,6 млн казахстанцев имеют накопления до одного миллиона тенге, а свыше пяти миллионов тенге накопили только 282 тыс. человек.

Так какая система может быть лучше и какие могут быть альтернативные варианты? Может быть, частное управление? Как говорил герой известного фильма, «хороший дом, красивая, жена – что ещё нужно, чтобы встретить старость?» Безусловно, ещё и достойная пенсия.

Кстати

За период 2018 года количество пенсионных счетов в Казахстане увеличилось на 261,2 тыс. единиц. Всего было отрыто 454,9 тыс. индивидуальных пенсионных счетов, закрыто – 193,5 тыс.

53% счетов принадлежат мужчинам, 47% – женщинам. До 68% вкладчиков имеют средние накопления – 1 миллион тенге.

У мужчин накопления составляют 1 101,2 тыс. тенге. Рост 17% по сравнению с 1 января 2018 года. У женщин средние накопления меньше – 842,4 тыс. тенге, увеличение на 18%.

Важно

Одобрен проект соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС

В Москве прошло очередное заседание совета Евразийской экономической комиссии, в котором принял участие первый заместитель премьер-министра РК – министр финансов РК Алихан Смаилов. Советом ЕЭК одобрен проект соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС, направленного на формирование, сохранение и реализацию пенсионных прав трудящихся на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Соглашение о пенсионном обеспечении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) планируется подписать в этом году. 20 сентября проект был представлен на одобрение президенту РК.

Аппетит урезали

С 1 января 2020 года Нацбанком установлена комиссия от инвестдохода единого пенсионного фонда – на уровне двух процентов.

Постановлением правления Национального банка РК установлены следующие величины комиссионного вознаграждения акционерного общества: 2% от суммы инвестиционного дохода и 0,011% в месяц от пенсионных активов.

– На снижение комиссий повлияло то, что у ЕНПФ есть собственный капитал, который показывает стабильный доход. Кстати, нашим капиталом управляет Нацбанк, – рассказал председатель правления ЕНПФ Жанат Курманов.

Он подчеркнул, что снижение комиссий ЕНПФ запланировано и на следующие годы. В ближайшие пять-шесть лет комиссионное вознаграждение снизится еще в два раза.

По состоянию на 1 октября 2019 года объем портфеля пенсионных активов ЕНПФ составил 10,4 трлн тенге. Денежные средства и финансовые инструменты, номинированные в тенге, составили 6,8 трлн тенге, или 65,7%, номинированные в иностранной валюте – 3,5 трлн тенге, или 34,3%.

Михаил Прибыловский

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно