Примерное время чтения: 10 минут
434

Тени забытых зодчих

Как известно, не только землетрясения и горные сели уничтожали Алматы. Этим активно занимались и те, кто был обязан хранить его историю. Во всех описаниях и исследованиях архитектуры города Верного (Алма-Аты, Алматы) говорится, что складывалась она, несмотря на очень короткую его историю, в несколько этапов. И так уж сложилась его уникальная судьба – уничтожалась его архитектура – также поэтапно.

Когда не осталось камня на камне

Так был ли у старого Верного свой архитектурный стиль? Конечно был!

До 1887 года это был город с многочисленными каменными зданиями, причем некоторые из них уже тогда впечатляли современников. Но 1887-й стал в некоторой степени роковым годом страшного землетрясения, описанного в многочисленных источниках. Оно полностью изменило концепцию застройки Верного, который становился уже не каменным, а деревянным и малоэтажным.

Историки сообщают, что во время землетрясения 1887 года в Верном и его окрестностях погибло 329 человек, из которых 118 – дети. Всего же в центре Семиреченского края тогда проживало 30 тысяч человек. В горах под обвалами, по неполным данным, погибло 154 человека. Общее число раненых не установлено.

И при этом не уцелело ни одного кирпичного здания. А вот деревянные дома пострадали в меньшей степени.

Поэтому после катаклизма в Верном и других населённых пунктах Семиреченской области ввели новые строительные нормы и запретили строить из камня. Через несколько лет в Верном в память о жертвах землетрясения 1887 года соорудили Знаменскую часовню. Его спроектировал Павел Гурдэ, росписи выполнил художник Николай Хлудов. Строили на пожертвования. Среди жертвователей – и купец Михаил Аликин. 28 мая 1887 года стихия унесла жизнь его четырёхлетнего сына…

В часовне были росписи и витражи трагических событий, портреты героев-спасателей и жертвователей, мемориальные доски и иконы, пейзажи разрушенного стихией города. Ежегодно к часовне совершался крёстный ход, и поминались имена тех, кого не стало в тот роковой в истории города день.

И вот в 20-е годы прошлого века начался первый этап уничтожения прежних памятников и достопримечательностей Верного, и одной из первых жертв этого этапа как раз и стала Знаменская часовня. Её снесли, обосновав это тем, что она, мол, мешает дорожному движению по улице Торговой (впоследствии улице Горького, ныне Жибек жолы).

Таких архитектурных жертв потом стало множество. Упомянем здесь ещё одно выдающееся здание города – главную городскую мечеть. Как указывали летописцы Верного, в самом городе (не в Татарской слободе) наиболее крупной была мечеть номер четыре Оренбургского магометанского собрания вместе с медресе (училищем) на углу улиц Лепсинской (ныне проспект Назарбаева) и Торговой (Жибек жолы), близ Малого базара.

С башенным минаретом татарского стиля она так и называлась: «Исхакия». До недавнего времени считалось, что она построена богатым купцом Исхаком Габдулвалиевым, но последние изыскания краеведа А. Воронова говорят, что мечеть выстроена вскладчину верующими всего края. В 30-е годы XX столетия в ней открыли театр национальных меньшинств, а затем кинотеатр «Восток». Но в конце концов здание было снесено уже в 60-е годы XX века.

Татарская мечеть из которой сделали Клуб национальных меньшинств и потом разрушили в 60-х года ХХ века.
Татарская мечеть из которой сделали Клуб национальных меньшинств и потом разрушили в 60-х года ХХ века. Фото: из газетных материалов

Церковь детского приюта и синематограф

В 1883 году начался сбор средств на строительство в городе Верном детского сиротского приюта. Две трети необходимых денег поступили по подписке от частных жертвователей к 1891 году. Архитектор города Верного Павел Гурдэ составил планы и сметы для постройки этого здания, причём безвозмездно. Земля под строительство была отведена бесплатно Городской думой.

Здание приюта, а также храм Благоверного Александра Невского и Равноспасительной Марии Магдалины при нём были построены к 20 июля 1892 года. На фотографии, размещённой на этой странице, купола храма хорошо видны. Церковь детского приюта была деревянной с восьмигранным куполом, освещённым окнами. Она находилась в середине здания и от жилья обитателей отделялась коридором.

Во время землетрясения в 1910 году здание разрушилось, но его восстановили в числе первых. Когда Алма-Ата стала столицей Казахской Автономной ССР в 1929 году, церковные купола сразу же снесли. Но основное здание сохранилось, теперь с нём медучилище. Сохранился и Сосновый парк – крохотный скверик, посаженный когда-то воспитанниками верненского сиротского приюта. Всё это расположено в районе пересечения улиц Кабанбай-батыра (в прошлом Мещанской, потом Калинина) и Наурызбай-батыра (Иссык-Кульская, Дзержинского).

А вот другое, также уникальное и по архитектуре, и по назначению здание ранее значилось гостиницей купца Прохорова. Строение было расположено на пересечении нынешних улиц Пушкина и Гоголя и, по преданию, было в 20-х годах прошлого века подожжено и сгорело. Строили его из тянь-шаньской ели, отделано оно было резными наличниками, изразцами и другими украшениями.

По разным источникам, в этом здании в 1911 году стал работать первый в Верном настоящий синематограф и назывался он тогда «Электротеатр XX век». По описаниям современников, здание кинотеатра практически ничем не уступало аналогичным культурным учреждениям Москвы и Петербурга. У него имелась даже своя небольшая электростанция в 14 лошадиных сил, английской системы «Петтер». Залы были рассчитаны на несколько десятков человек, а в фойе находился музыкальный автомат. Жители Верного смотрели на экранах такие кинохиты того времени, как «Сонька – золотая ручка», «Титаник, или Перед лицом смерти», серию приключенческих лент «Макс Линдер». Особой популярностью у зрителей пользовалась кинохроника, в которой они могли увидеть события, происходившие в мире.

Один из первых кинотеатров города – «Электротеатр ХХ века», – здание пострадало от пожара, но восстанавливать его не стали и снесли полностью.
Один из первых кинотеатров города – «Электротеатр ХХ века», – здание пострадало от пожара, но восстанавливать его не стали и снесли полностью. Фото: из газетных материалов

«…Доверено людям, далеко стоящим от архитектуры»

Это лишь единицы из тех примеров уничтоженных или погибших архитектурных уникумов города Верного. Вопрос о том, представляли ли они ценность для города, нам кажется излишним и странным.

Архитектура – это летопись нашей истории, фиксирующая в камне и монументальной живописи её важнейшие страницы, реконструирующая пространство отдельной эпохи. Как жили люди в то время, чем дорожили, чем старались окружить себя, что считали важным? Каждый город, благодаря сохранившейся исторической застройке, имеет своё лицо, на котором (как на лице человека) отразились и продолжают отражаться главные события и плавно протекающие исторические процессы. Это всегда интересно.

Но кто, так сказать, по долгу службы и по призванию обязан сохранять это лицо? Кто должен поистине трепетно относиться к тем останкам былого архитектурного богатства, которые на этом быстро меняющемся лице ещё сохранились? Конечно, граждане города, это естественно, но есть ещё и должностные персоны, а именно главные городские архитекторы, да и просто архитекторы или даже студенты соответствующих факультетов. Зодчие, одним словом.

Мы уже упоминали здесь славные имена Андрея и Михаила Зенковых, Павла Гурдэ, которые, будучи главными архитекторами Верного и Алма-Аты, оставили после себя настоящие памятники в виде исторических общественных и жилых зданий, церквей, музеев, – а кто же еще был призван блюсти самобытность и уникальность облика нашего города после них?

Это отдельная тема нашего исследования о том, каким был город и каким он становится, и тема эта, возможно, будет нами освещаться и в дальнейшем. Пока лишь приведём небольшой отрывок из газеты «Казахстанская правда» от 6 июня 1938 года, подписанная именами двух архитекторов – А. Гальцевой и П. Тимохина: «Казгоспроект и архитектурная мастерская алмаатинского горсовета обладают неплохими кадрами архитекторов и планировщиков. Большинство их – молодёжь, недавно окончившая высшие учебные заведения, которой многому ещё нужно учиться, но которая буквально варится в собственном соку. Ловкие дельцы, беспринципные работники «осваивают» архитектуру по «алма-атинскому стандарту» – с обязательными портиками и колоннами. Получить же настоящее, авторитетное руководство не у кого. В проектных организациях города нет высококвалифицированных руководителей архитектурных групп. Проектирование здесь доверено людям, далеко стоящим от архитектуры».

Так это было или нет, сегодня нам, спустя 80 лет, судить сложно. Но о том, какие архитекторы сегодня и совсем недавно вершили и вершат судьбу исторических памятников Алматы, мы знаем.

Фото: из газетных материалов

Сергей Козлов

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых