Примерное время чтения: 11 минут
937

Олжас Сулейменов: «Наша цель – сформировать планетарное сознание»

Стало доброй и знаменательной традицией, когда один из самых известных в мире казахстанских поэтов, общественных деятелей, мыслителей современности Олжас Сулейменов выступает на страницах нашей газеты на старте каждого года. К счастью, традиция продолжилась, и в начале 2020-го Олжас Омарович вновь отвечает на вопросы «АиФ Казахстан», делится своим видением происходящего в мире, рассказывает о своих планах.

– Олжас Омарович, вы – руководитель Международного центра сближения культур, представляющего ЮНЕСКО и Министерство культуры республики, то есть продолжается проект «Сближение культур»,  предложенный вами давно, когда вы еще работали в Париже послом, постоянным представителем Казахстана при ЮНЕСКО. Можно ли в двух словах, не отвлекаясь на детали, рассказать, чем занимается центр?

– Попытаюсь. Казахстан открыл постпредство в самом начале нового века – в 2001 году. Какой должна быть ведущая идея органа ООН по вопросам культурного развития человечества в XXI столетии? Выступил на Генеральной конференции ЮНЕСКО с предложением включить в программу задачу
«Формирование планетарного сознания – самая главная цель ЮНЕСКО».

Мир расколот на тысячи частей развитием различных локальных форм общественного сознания – этнического, национального, социального, религиозного, расового, – которые препятствуют  сближению народов в единое человеческое сообщество. К чему в итоге это может привести, все догадываются. Скажем, два осколка столкнулись – искра. Атмосфера переполнена парами нефти и газа. (Подсказывает конфликт США и Ирана.) Каждый «осколок» связан системой братских отношений с десятками других. Удар по Ирану может вызвать каскад ответных, и вот она – третья, вернее, последняя – мировая. А как по-мирному сблизить «осколки»? Сближая культуры. Значит, воспитывая планетарное сознание, которое способно когда-то создать из разрозненных частей несокрушимое целое.

Вот такую главную свою цель и задачу должна была осознать организация. И Генеральная конференция проголосовала за это единогласно. 

– А как быть с национальным сознанием? Оно ведь формировалось веками, а у некоторых народов – тысячелетиями. В каждом накоплены ценности, с которыми жаль расставаться.

– А зачем расставаться? Гуманизм, человеколюбие, совестливость, чувство чести и справедливости – эти выработанные в национальных культурах ценности наследуются планетарным сознанием. Точнее, оно и будет формироваться такими интернациональными ценностями.

– А как избавиться от подлости, низости, лживости, злобы, ЮНЕСКО может подсказать?

– Справляться с таким набором ЮНЕСКО призовет государства, которые обязаны применять силу закона и поддерживать культуру, без которой ни прокурор, ни судья со злом не справятся. В экономически и политически развитом государстве действуют культурная экономика, культурная социальная и международная политика. Основные ценности культуры прививаются с рождения. Культурный человек не станет грабить, воровать. В Швеции, Норвегии, Дании не бывает такого явления, как борьба с коррупцией. Подавление единичных таких проявлений не назовешь борьбой. Массовая коррупция возникает только в бескультурных обществах. Как иначе назвать систему повального взяточничества, возникшего в СНГ после распада СССР? Поэтому вот уже три десятка лет продолжается борьба с этим поветрием, возникшим в наших стремительно обескультуренных обществах. И ЮНЕСКО первой должна была бить тревогу, когда практически остановились великая русская литература, изобразительное искусство, кино в России. И мы в Казахстане добились такой же независимости от письменной литературы, высокого искусства, гуманитарных наук. Сейчас добиваемся независимости и от кириллицы… 

– А ведь действительно, сближение казахской культуры и русской осуществлялось во многом через кириллицу. А теперь намечено сближение с англо-саксонской культурной Европой и США, поэтому кириллицу в казахских вузах и школах активно заменяют на латиницу. 

– Проявляется наработанная тенденция – обретать новое, отказываясь от старого. Признаю такое право только с уточнением – отказываться от устаревшего. А разве кириллица, которой напечатаны книги Абая, Ауэзова, первые научные труды казахских ученых, уже устарела? Поддерживаю предложение о развитии трехъязычия – казахский, русский, английский. С этой устной системой должна согласованно взаимодействовать письменная – кириллица, латиница. Если латиница останется единственной, то это сделает программу трехъязычия практически невыполнимой. 

– Генеральная конференция поддержала предложение о планетарном сознании, и теперь ЮНЕСКО работает в этом направлении? И программу, наверное, приняли. 

– Генеральная Ассамблея ООН, которая должна утверждать решения ЮНЕСКО, тогда (в 2007 году) не утвердила проект. Знакомый чиновник из ассамблеи мне объяснил почему: «Генассамблею представляют в основном новые государства, чьи народности до сих пор не выработали даже национального самосознания, в большинстве – только этническое, племенное, клановое. Не поняли, что это такое, планетарное, и как оно конкретно поможет их выживанию». 

Проект пока не прошел. Но обязательно будет осуществляться, потому что иного способа выжить всем нам на земле теперь попросту нет. Только вместе. Эта первобытная идея выживания, ставшая основой всех последующих форм общественного сознания, будет управлять элитами большинства государств. Тогда у вида HS (человек мыслящий) будет будущее. 

– Постпредство, наверное, и другие предложения выдвигало. Какие прошли через Ассамблею? 

– Несколько близкородственных названным. Например, с 2013 года по миру уже идет «Десятилетие сближения культур». Продлится до 2022-го. 

– А можно ли за десять лет настолько сблизить культуры, чтобы не беспокоиться за это самое будущее? 

– Все равно надо пытаться. Сначала мы предложили Год сближения культур. Было принято. Провели год. Гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова показала мне первые результаты: тысячи мероприятий прошли по миру. Обмен концертами, спектаклями, выставками... Но ведь культура – это не только искусство, но и науки, прежде всего гуманитарные, поэтому надо было вовлекать в проект и системы образования. А здесь одного года не хватит. И мы с Имангали Тасмагамбетовым (он оказался в Париже) зашли к Боковой. Имангали тогда занимал пост заместителя премьера по социальным вопросам, культуре. И общественную нагрузку нес – был председателем Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО. 

«Мы и за сто лет не сблизим культуры, – сказал он гендиректору, – если школы, вузы не будут помогать». Разговор получился конструктивным, и очень кстати. Я как раз проводил в Париже международную конференцию «Аль-Фараби и европейское Возрождение», которая должна была внести в современную Европу знание о том, какое мощное влияние на ее культуру оказал просвещенный ислам X-XI вв. в лице Абу Насыра аль-Фараби. Он знал греческий и перевел труды Аристотеля и Платона на арабский. Получил за это звание второго учителя мира. Первым просвещенный Восток в ту пору считал Аристотеля. 

– И как работа аль-Фараби могла повлиять на Европу? 

– Мы организовали эту конференцию, чтобы в учебниках европейских школ появился краткий рассказ о том, что в XI веке труды Аристотеля и Платона с арабского были переведены на латинский и тайно разошлись по Европе, как подпольная литература. Потому что греческая философия запрещалась, преследовалась церковью. 

Такой приключенческий рассказ об аль-Фараби не помешало бы поместить и в наши школьные учебники. Особенно в этом году, когда будет отмечаться юбилей великого ученого. 

– Но почему католичество запрещало древних греков? 

– Первохристиане считали, что вся культура Древней Греции выражает многобожие, и потому уничтожалась ее письменность. До Средних веков дошли только произведения Аристотеля и Платона, сохраненные аль-Фараби. Благодаря этим книгам состоялось Возрождение, по существу – воскресение эллинизма. 

Если бы ученые донесли это знание до школ, вузов и продолжали исследовать (уже в новом ракурсе) исторические отношения Востока и Запада, это повлияло бы на интонации и содержание диалога Востока и Запада сегодня. 

– Какие еще идеи, рожденные в постпредстве, могли поработать на планетарное сознание?

 – И до Парижа, и после возникали такие идеи, потому что писатель постоянно занимается историей. Не только древней, но и происходящей, формирующейся на твоих глазах. 

Вспоминаю: в 1979 году в Ташкенте состоялась Седьмая конференция писателей стран Азии и Африки. В зале не было ни одного профессионального литератора. Все присутствующие были в основном деятелями национально-патриотических движений, борцами против колонизации, за создание самостоятельных, независимых государств, а стихи и повести писали в свободное от этой деятельности время. Самые грамотные африканцы в колониях и становились писателями, политиками. В зале сидели несколько президентов, премьеров новых государств и несколько будущих руководителей. Я как заместитель председателя советского комитета по связям со странами этих двух континентов в 60-х, 70-х побывал во всех деколонизированных странах. И в тех, где борьба еще продолжалась. Поэтому секретариат Союза писателей СССР поручил мне сделать основной доклад на конференции. Выступая, я привел несколько примеров того, что независимость не всегда приводит к освобождению народа от рабства и бедности. А зачастую даже усиливает эти явления. Я видел Зимбабве до обретения самостоятельности: зеленую страну с белыми фермами, сытых колонизаторов и не голодных черных работников. А через несколько лет после избавления от колонистов – нищую землю, разорванную межродовыми конфликтами, борьбой кланов за власть, черное, голодное население.

И рискнул определить главную ошибку национальных движений – провозглашение независимости как конечной цели борьбы! Независимость была воспринята как возможность изолироваться от всех окружающих, не зависеть и от метрополий, и от соседей. Что и сделали первые освободившиеся.

В докладе нужно было четко сформулировать вывод, предложить какую-то формулу пути для освобождающихся народов. Она выстроилась в ритме, понятном поэтам, сидящим в зале: от веков зависимости через период независимости к эпохе осознанной взаимозависимости.

И сейчас считаю эту формулу выражением замечательной по сути идеи, легко запоминающейся, но трудно исполнимой.

Секретарь Союза писателей Виталий Озеров и курировавший конференцию представитель со Старой Площади (ЦК КПСС) в перерыве, после доклада, попросили меня подробнее пояснить сказанное:

– Это формула пути африканских и азиатских народов?

– И среднеазиатских, – пошутил (как мне тогда показалось) я.

Они восприняли эту шутку вполне серьезно: конференция все же проходила в Узбекистане.

– Значит, и среднеазиаты должны пройти через период независимости? – предположил один из кураторов.

– Когда-нибудь – обязательно. Формула пути не ошибается, ибо это научный закон!

Я шутил, но всё оказалось правдой: все «братские республики» проходят через период независимости.

Ровно сорок лет назад эти строчки сложились. И теперь мне все более ясно, что это формула пути не только для африканцев или азиатов, а для всего человечества. Она универсальна, то есть подтверждается в самых первичных и самых глобальных масштабах. Первичные понятны каждому из нас.

Семья – это система взаимозависимости, где все члены зависят друг от друга. Мать и отец – взаимозависимы интеллектуально, физически, духовно и чувственно. Мать и дитя, дитя и отец – у них свои системы взаимозависимости, которые необязательно осознавать участникам: она будет действовать независимо от сознания.

А вот взаимозависимость соседних народов требует интеллектуальных усилий – нарастающего осознания необходимости и взаимовыгодности таких отношений – в торговле, культуре, экономике… Когда-то с самыми близкими соседями, а теперь и с самыми дальними. Поэтому потребовалось, кстати, и трехъязычие Казахстану. Фактор взаимозависимости будет заложен в базис каждой национальной программы развития как требование формирующегося планетарного сознания.

Я замечаю, что в выступлениях западных политиков все чаще стали появляться термины «взаимозависимость», «планетарное сознание». Надеюсь, что эта тенденция распространится и на Восток, и на Африку.

Анатолий Лаптев

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых