Примерное время чтения: 6 минут
236

Истина в цене

Сколько теряет бюджет Казахстана от засилья импортного алкоголя

Алматы – родина яблок. Многие казахстанцы с гордостью произносят этот слоган. Однако почти половина «исконно наших» фруктов на прилавках города имеют импортное происхождение. Их привозят из Польши, Китая, Узбекистана и Кыргызстана. В окрестностях Алматы, где когда-то цвели яблони, теперь стоят коттеджи. Что говорить, если частные дома строят даже рядом с аэропортом, в непосредственной близости от взлётной полосы. Но яблоневые сады – не единственный потерянный бренд города. Предгорья Тянь-Шаня прекрасно подходят для выращивания винограда. Но и эти позиции во многом утрачены. Достаточно взглянуть на витрины магазинов, где большая часть алкогольной продукции завезена из-за рубежа.

Внешне всё выглядит благополучно: на полках магазинов большое разнообразие веселящих напитков. Однако настораживает, что нет отдельных полок для натуральной продукции. А цена многих напитков подозрительно низкая. Если переделать знаменитое выражение «истина в вине», то можно сказать, что истина – в цене. 

Проблема не только в фальсификате, но и в том, что в нашей стране вполне законным считается изготовление вина и коньяка из сусла и концентрата. Качество таких продуктов заметно ниже традиционного. Но и это не всё. Некоторые производители упрощают процесс до максимума и вполне легально делают алкогольные напитки из спирта, добавляя в него ароматизаторы и красители. Головная боль – не единственная проблема такой подмены для потребителя. Вместо полноценного сельскохозяйственного цикла, связанного с выращиванием и переработкой винограда, и производства качественной натуральной продукции мы получаем недобросовестную конкуренцию и засилье низкокачественной продукции. Немногочисленные отечественные винодельческие предприятия не могут соревноваться по цене с зарубежными поставщиками алкоголя быстрого изготовления. 

Например, сегодня в Алматы можно свободно купить коньяк за 700 тенге. Это значит, что в магазины поставщики его сдают по цене 400-500 тенге. Для торговцев это выгодно – около 60% прибыли. Изготовители тоже в выигрыше, ведь они не тратили силы на выращивание и переработку винограда. Утомлённые кризисом небогатые граждане с радостью покупают дешевый алкоголь, не задумываясь о его качестве. Их привлекают и низкая цена, и этикетка с золотым тиснением. А натуральных алкогольных напитков на полках больших магазинов фактически не видно. Потому что стоимость настоящего коньяка составляет около 1700 тенге. С его продажи магазины получают лишь 10%, поэтому им выгоднее работать с поставщиками дешёвых алкогольных напитков.

В этих непростых условиях приходится работать отечественным производителям. Одной из ведущих фирм в сфере виноделия является казахстанско-германское предприятие Winnac Elite. Оно строит свою деятельность по принципу европейских коньячных домов, контролируя весь процесс производства коньяка и вина от лозы до бокала. Его виноградники расположены в предгорьях Западного Тянь-Шаня в Туркестанской области, а сам винзавод – в Алматы. В ассортименте – натуральные вина, чача (виноградная водка), марочный коньяк с выдержкой от 6 до 12 лет.

В целом складывается парадоксальная ситуация: сегодня в Казахстане завести алкогольный продукт дешевле, чем произвести его на месте. Есть ли шансы на выживание у отечественного виноделия в таких условиях? За ответами мы обратились к известному эксперту в сфере виноделия, генеральному директору Winnac Elite Артушу Карапетяну (на фото).

– Артуш Месропович, как засилье некачественного алкоголя отражается на развитии отрасли?

– Найти качественное вино на полках магазинов очень трудно. В Туркестанской области в прошлом сезоне лишь одно наше предприятие перерабатывало виноград. Площади виноградников сокращаются. За производство левого алкоголя назначают символический штраф. Никого не лишают лицензии. В советское время 32% бюджетных денег в Казахстане поступало от продажи алкоголя. Площади виноградников были на два порядка выше. Сейчас российские производители забрали себе около половины рынка. В итоге в бюджет не поступают значительные средства, а казахстанцы не получают качественный продукт.

– Почему вашей продукции нет на полках сетевых магазинов?

– Установлены слишком высокие расценки для того, чтобы попасть на полки магазинов. В итоге всю торговлю мы ведём через фирменные магазины в Алматы и Нур-Султане. Для того чтобы как-то противостоять дешёвому коньяку, мы в этом месяце запустили производство бренди. Благодаря снижению крепости мы снизили цену. Но по вкусу этот напиток очень близок к коньяку, так как в его основе натуральный коньячный спирт с выдержкой два года. Мы также делаем специальные скидки в дни рождения, свадеб и других знаменательных дат.

– Поставляете ли вы свою продукцию в Россию?

– К сожалению, нет. Мы не можем этого делать, так как между правительствами наших стран нет об этом договорённости. При этом российский алкоголь занимает около половины казахстанского рынка.

– В 2019 в России отечественное виноделие получило заметную господдержку, было заложено 6,7 тысячи гектаров виноградников. Возможна ли подобная поддержка в Казахстане?

– При наличии политической воли такое сделать вполне возможно. Казахстанское виноделие остаётся недооценённым. Отсутствуют регулирование отрасли и поддержка отечественного производителя. В то же время эксперты отмечают, что природные условия для выращивания винограда в тяньшаньских предгорьях на юге Казахстана ничем не уступают французским. В нашей стране достаточно площадей, есть опыт, уникальные технологии, престижные международные награды и натуральная крепость напитков. Главное, чтобы государству хватило крепости духа.

В Алматы фирменные магазины Winnac Elite находятся по адресу: ул. Райымбека, 509/1 (между ул. Момышулы и ул. Яссауи); ул. Гоголя, 2, торговый дом «Карапетян» (район Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького); ул. Розыбакиева, 289, уг. пр. Аль-Фараби, жилой комплекс «Айгерiм»; пр. Аль-Фараби, 21, уг. ул. Желтоксан, AFD Plaza, блок 2; ул. Акан-Серы, 17, супермаркет «Ак жол» (район Алматы I).

В Нур-Султане: Divino, пр. Мангилик Ел, 28, НП 25; ул. Калдаякова, д. 1, ВП 4; ElitAlco.kz, пр. Мангилик Ел, дом№ 48, НП 3; Flover, пр. Кабанбай-батыра, д. 46 «а», НП 5; Alco Brand’s, ул. Сыганак, д. 10, ВП 21.

Олжас Акбаев

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно