Примерное время чтения: 8 минут
1029

Авторское бесправие

Скандалы с интеллектуальной собственностью возникают с очевидным постоянством на пространстве бывшего СССР. Тут можно вспомнить проблемы «Союзмультфильма», когда всеми любимые чебурашка, волк с зайцем из «Ну, погоди!», ёжик в тумане были беззастенчиво проданы за границу. А недавние разборки Филипа Киркорова и Дидье Маруани до сих пор не закончены. В общем, люди творческие, деньги большие – без разборок не получается. Вот и сейчас очередной громкий скандал сотрясает ряды казахстанского авторского общества (казак).

Лихой... КазАК

Это объединение было образовано после распада СССР на базе Казахского отделения Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП). Начальником этой организации тогда был некто Марал Ыскакбай. Он и стал правопреемником казахского отделения ВААП, а затем возглавил республиканскую общественную организацию – КазАК.

КазАК стало по роду своей деятельности организацией по управлению имущественными правами авторов на коллективной основе, а по организационно-правовой форме – республиканским общественным объединением. Основной функцией КазАК является выдача от имени авторов разрешений на использование их произведений, сбор, распределение и выплата собранного авторского вознаграждения.

В 1996 г. был принят закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах». В декабре 1999 г. деятельность КазАК была признана на международном уровне, а 22 сентября 2005 г. общество стало полноправным членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК). Сейчас эта организация представляет интересы 138 стран мира.

РОО «Казахстанское авторское общество» отстаивает авторские права казахстанских композиторов и исполнителей, взымая от их имени вознаграждение с теле- и радиоканалов, ресторанов, кафе и баров, где звучат песни участников общества. Затем большая часть вознаграждения выплачивается авторам произведений в качестве гонораров, а какие-то проценты тратятся на нужды организации. Подведомственные РОО структуры ищут автора-исполнителя для вручения ему денег. На сайте Союза авторов песен в списке разыскиваемых авторов и композиторов больше тысячи фамилий. Самое интересное, что там встречаются и довольно известные имена – Тимати, Юрий Шевчук, Юрий Визбор, Михаил Танич. Но всё это в идеале. На деле же в КазАК уже два года практически никому из авторов ничего не платят.

Кто заказывает музыку?

Скандальную славу общество приобрело еще в 2006 году, когда предприниматели Костаная пожаловались на самоуправство «инспекторов» КазАК. Тогда два кафе в одном из районов города были оштрафованы людьми, которые представились инспекторами «Казахстанского авторского общества», не предъявив никаких документов. Штрафы были наложены в отсутствие хозяев заведений.

Затем жалобы на КазАК посыпались из Лисаковска. Евгения Рыбакова, предприниматель из Лисаковска, рассказала, что в декабре 2005 года к ней в компьютерный салон явились люди из управления юстиции города.

– Дело в том, что ранее нас та же самая юстиция заставляла заключать договоры с другим объединением, не с КазАК. Туда мы и платили. Я, например, более 100 тысяч тенге в год. Но оказалось, мы платили не туда и не так. Или у нас вместе с начальниками управления юстиции и законы меняются? Теперь нас стали уговаривать работать именно с КазАК. В декабре к нам пришли проверить, лицензированы ли у нас операционные системы на компьютерах. Убедились, что с этим все нормально, и сообщили, что необходимо проверить компьютерные игры. То, что я платила и у меня заключены договоры с другим объединением, никого не волновало. В итоге выяснилось, что я нарушаю закон. Однако в суде доказать это не получилось: проверяющие не смогли найти правообладателей игр. Некому было предъявлять мне претензии. В Лисаковске есть и другие хозяева компьютерных салонов, которые доказали свою правоту через суд. Но насколько я знаю, сегодня много проверок проводится в кафе и барах.

После этих жалоб вспыхнула полемика, касающаяся трактовки и исполнения закона об интеллектуальной собственности РК. Бизнесмены Костанайской области, в частности, не понимали, почему они должны платить каким-то мутным людям из общества, которое не зарегистрировано в регионе. Примечательно, что эти «инспекторы» даже не могли предъявить список авторов, с которыми сотрудничает КазАК – говорили, что перечень есть только в Алматы. Эта странность объяснилась лишь сейчас, Марал Ыскакбай категорически отказывается признавать и применять в работе современные технологии и средства коммуникации.

Вся эта неразбериха длилась несколько лет и дошла до того, что авторские общества, включая и КазАК, начали обвинять друг друга во всех мыслимых грехах. Многолетние скандалы побудили Министерство юстиции Казахстана разработать проект поправок в закон, касающихся правового урегулирования сферы интеллектуальной собственности. После этого все затихло на четыре года.

Игры недоброй воли

А в 2018 году истек срок полномочий Марала Ыскакбая как почетного председателя Казахстанского авторского общества. Было проведено собрание, куда явился 141 человек – это намного меньше необходимого для принятия общих решений кворума, который составляет 25% от всех членов КазАК. То есть на собрании должны были присутствовать минимум 800 участников авторского общества.

Несмотря на отсутствие кворума, собрание принимает решение вновь назначить Марала Ыскакбая председателем КазАК. Это решение вызвало раскол в рядах членов КазАК, в итоге документы собрания так и не были переданы в Минюст в месячный срок. То есть решения остались открытыми.

В марте 2019 года Марал Ыскакбай пригласил на должность председателя общества известного казахстанского композитора, лауреата Государственной премии РК Балнур Кыдырбек. Члены Союза композиторов Казахстана – все они являются участниками КазАК – поддержали Балнур Кыдырбек в решении возглавить общество. 27 марта было проведено общее собрание Казахстанского авторского общества при активном противодействии Марала Ыскакбая и его подчиненных. 5 июня 2019 года Балнур Кыдырбек была официально зарегистрирована в качестве председателя КазАК регистрационной службой Минюста РК и введена в государственную базу юридических лиц. Казалось бы, на этом скандалы должны прекратиться. Но не тут-то было.

12 июня на официальной странице Ассоциации композиторов Казахстана в социальной сети Facebook появляется пост следующего содержания: «Председатель РОО «Казахстанское авторское общество» Кыдырбек Б.Б., зарегистрированная в этой должности МЮ РК от 5 июня 2019 года, не имела возможности попасть в офис в РОО «КазАК». Бывший председатель М. Ыскакбай заявил, что не признает его замену, не признает государственную регистрацию, из чего делается вывод, что не признает государство. Скандал в офисе РОО «КазАК» зафиксирован в городской полиции».

Такая настойчивость в попытках удержаться в кресле, которое Ыскакбай занимал с первых дней независимости Казахстана, должна иметь причины. И они были найдены.

Почти по Гоголю

11 декабря 2018 года – начало раскола в КазАК – был уволен с поста генерального директора общества Байгали Есеналиев. В феврале 2019 года скончалась от тяжелой продолжительной болезни главный бухгалтер общества Гульмира Абишева. Новому председателю Балнур Кыдырбек удалось закрыть старые счета КазАК только в июне 2019 года. И с момента увольнения Есеналиева и смерти Абишевой со счетов КазАК на разные адреса было перечислено 78 миллионов тенге. Причем использовались электронные цифровые подписи бывшего гендиректора и покойного главбуха. Но удивительно, что деньги на те счета, где требовалась прозрачность, например налоговые отчисления, уже отправлялись от имени нового бухгалтера.

О том, что происходило в КазАК, в частности об увольнении Есеналиева и смерти Абишевой, знали в АО «Банк ЦентрКредит», однако по какой-то причине эти незаконные переводы осуществили.

Словом, ситуация в Казахстанском авторском обществе пока не нашла своего разрешения. Новое руководство КазАК рассчитывало на мирное решение проблемы с передачей власти в законном правовом поле. Но похоже, от многолетней привычки обходить законодательство противная сторона так просто не откажется.

Редакция «АиФ Казахстан» попыталась получить комментарии от самого Марала Ыскакбая по этой ситуации, однако дозвониться до него по телефонам РОО «КазАК» не удалось. Мы предоставляем ему возможность выступить на страницах нашей газеты и продолжим следить за ситуацией.

Кстати

Темирлан Тулегенов, специалист в области авторского права, кандидат юридических наук:

«В Казахстане практически повсеместно нарушаются авторские права и процветает интеллектуальное пиратство. Между тем закон РК «Об авторском праве и смежных правах» был принят еще в 1996 году. И не работает он только по одной причине: представители творческих профессий не умеют им пользоваться. Действующий закон РК «Об авторском праве и смежных правах» разработан очень грамотно, но деятели искусства не могут им воспользоваться в силу своей юридической безграмотности. А ведь этот закон – прекрасный инструмент для налаживания системы, которая стабильно пополняла бы как государственный бюджет, так и личный бюджет авторов и исполнителей».

Михаил Прибыловский

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно