Примерное время чтения: 7 минут
459

Архефакты Жетысу

Наследие Шелкового пути на современной трассе

В алматинский областной историко-краеведческий музей им. Тынышбаева недавно было передано 46 археологических находок, найденных Тоо «Археологическая экспедиция» в ходе научно-исследовательских работ на строительстве автомагистрали Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск. Об этом рассказал начальник экспедиции, магистр истории Арман Умарходжиев.

Как замечено в статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», «история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам». Главное – спокойно и объективно оценить нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты и находки археологов. Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот момент превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле.

Фото: из газетных материалов

Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных коридоров между странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востокоми Западом, Севером и Югом Большой Евразии. Этот путь стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами. Степной пояс соединил китайскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации.

– Арман Аскарович, благодаря чему удалось обнаружить новые артефакты в Алматинской области?

– В 2017 году на стадии проектирования автодороги ТОО «Археологическая экспедиция» по заказу ТОО «Каздорпроект» выполнило разведку территории на пяти участках автодороги на её отрезке в Алматинской области, которая является одной из веток Великого шелкового пути. На этой ветке находится городище Койлык (Каялык), в советское время носившее название село Антоновка, про которое писал монах Вильгельм Рубрук – агент Папы Римского, автор книги «Путешествие в восточные страны». В советское время архитектор Карл Байпаков нашёл там остатки буддийского храма. Этот комплекс сейчас находится под защитой ЮНЕСКО, с учетом чего инженеры изменили ось дороги. В результате на одном из участков было выявлено 46 памятников археологии (курганов), потенциально находящихся под угрозой разрушения в связи со строительством.

По рекомендациям наших археологов инженеры несколько раз меняли ось автодороги, чтобы максимально уменьшить негативное воздействие на объекты историко-культурного наследия. В итоге нам удалось снизить количество аварийных памятников до 19. На них в 2019 году по согласованию с управлением культуры, архивов и документации Алматинской области был выполнен комплекс научно-исследовательских работ.

Изыскания на 19 курганах были начаты параллельно с началом строительства автодороги. При этом в ходе работ было создано более 40 рабочих мест для жителей близлежащих сел. В результате проведенных исследований было установлено, что основная часть изученных погребений, датируемых ранним железным веком, была разграблена ещё в древности, а другая часть повреждена строительными работами в советский период. Один из предполагаемых курганов оказался средневековым мазаром, установленным на могиле местного святого Матакбая (управителя, бия, целителя). Мы очистили захоронение от наслоений грунта, поставили ограду и информационную табличку.

Фото: из газетных материалов

Погружение в историю

– Что вас особенно заинтересовало в результате раскопок?

– Работы велись в районе сел Кызылагаш, Таусамалы и Жансугурова все три месяца нынешнего лета. Грунт там тяжелый, галечник, и каждый курган для нас был как бетонная стена. При этом ценность найденных артефактов зависит от величины кургана: чем он выше, тем ценнее находки. Большинство же наших курганов было высотой 1,5-2 метра. Наибольший интерес вызвали научные результаты исследования погребально-поминального комплекса, расположенного в районе села Таусамалы. В одном из курганов, единственном из 19 оставшихся не потревоженным грабителями, на глубине 1,7 метра от уровня поверхности, нашими археологами были обнаружены костные останки трех лошадей, в челюстях одной из которых сохранились железные удила. Лошади располагались в анатомическом порядке и были уложены на круп с подогнутыми ногами на отдельно устроенном в могильной яме ложе. Также в захоронении нами были обнаружены два керамических сосуда, заколка для волос с золотым навершием, остатки железных изделий, фрагменты золотой фольги и большое количество древесного тлена.

Фото: из газетных материалов

– При этом найденные вашей экспедицией находки не являются характерными для культурно-археологического слоя Алматинской области?

– Совершенно верно. В восточной части погребальной конструкции друг над другом были расположены два каменных ящика (циста). На Алтае с его суровым климатом такие вещи замерзают – фактически это ледяные линзы. А у нас дождевая вода проникла в ящики, и в них все плавало. Жаль, что это оказалось захоронение железного века, а не бронзового, тогда бы артефакты сохранились. Считается, что железо научились плавить именно саки. В разрезе найденная нами конструкция имела пирамидальную форму. Внутри нижнего ящика после расчистки обнаружено два скелета: мужской с правой стороны и женский с левой. Погребенные были уложены в слегка согнутом положении на правом боку и ориентированы головами на северо-восток. Подобный обряд в форме двойного погребения в каменном ящике, согнутое положение погребенных, присутствие в могильной яме останков лошадей и другие признаки не характерны для памятников Алматинской области. Культурные параллели прослеживаются с могильниками Саяно-Алтайского региона, такими как Берель и Уландрык. Обнаруженные в погребении керамические сосуды и заколка для волос с золотым навершием также имеют аналоги с памятниками пазырыкской культуры (ранний железный век, V-IV века до нашей эры) Алтая и саглынской культуры Тывы.

Фото: из газетных материалов

– То есть, исследованный вами курган является открытием для региона Жетысу?

– Да, предварительная культурная и хронологическая принадлежность этого уникального памятника, получившего название «Таусамалы», связывается с кочевниками, выходцами из Саяно-Алтайского региона, проникшими в Жетысу в IV-III веках до нашей эры. К сожалению, памятник был наполовину разрушен еще в советский период строительными работами, поэтому нашим археологам удалось изучить только его сохранившуюся часть. Однако наличие одного такого уникального памятника дает основание полагать, что в этой местности должны быть и другие, подобные ему. В этой связи мы подготовили проект по выявлению и исследованию памятников пазырыкской культуры в Алматинской области и надеемся получить для него государственное финансирование. Исследование этих памятников позволит нам реконструировать многие неизвестные ранее исторические процессы на территории Жетысу.

Андрей Черненко

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно