Примерное время чтения: 5 минут
267

Кафедре религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби – 20 лет!

Бегалинова К.К. – профессор кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби

В условиях глобализации и цифровизации мирового пространства заметно усиливается роль религии, расширяется ее воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества. Интерес к ней испытывает и молодежь, которая из-за отсутствия элементарных знаний о религии становится объектом со стороны деструктивных религиозных культов. Анализ развития межконфессиональной ситуации показывает, что религиозность молодых казахстанцев усиливается не только за счет естественной потребности в духовном развитии, самосовершенствовании и определении духовно-культурной идентичности, но и за счет активной миссионерской деятельности псевдорелигиозных культов и организаций. Социальная опасность последних заключается в том, что, провозглашая и реализуя свои цели, они не учитывают сложившиеся в обществе культурные и духовные традиции, что может привести к росту социальной напряженности в стране.  Не менее опасную угрозу представляют социальные сети, через которые некоторая часть молодежи черпает основные знания в области религии. В этом отношении существует реальная опасность для наших граждан попасть в сети опасных деструктивных и экстремистских религиозных организаций, что имело место с ИГИЛ и другими деструктивными организациями. Поэтому для нашего поликонфессионального казахстанского общества особую значимость приобретает проблема подготовки религиоведческих кадров, поскольку единственно действенным способом борьбы с опасными религиозными направлениями и терроризмом выступает религиозное просвещение. Общеизвестно, что человек, глубоко знающий свою религию, никогда не позволит сделать себя орудием экстремистов. Поэтому, в нашей системе образования достойное место должно занять религиоведение. В специалистах религиоведах испытывают нужду не только общественный сектор, сфера образования, но и государственные органы, различные социальные структуры.  Особенно остро проблема религиоведческого образования и подготовки кадров религиоведов, исламоведов встала в первые годы независимости казахстанского общества, когда нашу страну наводнили сотни различных миссионеров, проповедников для освоения духовного пространства. Одним из первых специалистов религиоведов стал готовить с 1992 года Международный  казахско-турецкий университет  им. Х.А. Яссави, где была открыта специальность «Религия и свободомыслие». Однако, дефицит в религиоведах в нашей стране продолжал ощущаться все острее. Необходима была солидная религиоведческая научно-образовательная база. И она появилась в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, где в 1999 году было открыто отделение «Религиоведение» на факультете философии и политологии. Сначала бакалавриат, затем магистратура. Составлены ГОСО по специальности «Религиоведение», типовые программы, УМКД по религиоведческим дисциплинам. Сегодня на базе кафедры религиоведения и культурологии формируется академическая научная традиция религиоведения и исламоведения в Казахстане. Весомый вклад в ее становление вносят доктора философских наук, профессора А.Д. Курманалиева, Н.Ж. Байтенова, К.М. Борбасова, Ш.С. Рысбекова и многие другие. Они передают свои знания, бесценный опыт молодежи.

В рамках дисциплины «Религиоведение» изучаются такие вопросы, как история религии, философия религии, философские и мировоззренческие основы действующих в Казахстане конфессии, правовые аспекты религиозной деятельности на территории Республики и другие, не менее важные вопросы, необходимые для объективного научного подхода к решению возникающих проблем в области межконфессиональных отношений. При этом, следует иметь в виду, что существуют две различные вещи – это изучение религии и обучение религии. Сегодня в стране обучают религии священнослужители во многих воскресных школах при храмах, синагогах, мечетях, медресе и т.д.  Идти или не идти к ним – это дело свободного выбора каждого.  Важно другое: формирование правильных мировоззренческих установок.  Знания в области религии необходимы для того, чтобы уберечь молодежь от увлечения всевозможными деструктивными, тоталитарными сектами. В этом отношении религиоведческое образование и воспитание в условиях полиэтнического и поликонфессионального Казахстана должны способствовать повышению религиозной грамотности, толерантности. Религиоведы должны, прежде всего, научить видеть в религиях их духовную составляющую, соблюдая принципы нейтральности, объективности, поскольку тот или иной преподаватель может быть приверженцем   определенной веры, конфессии. В этом отношении преподаватели должны не только знать Священные Писания основных религий, но и квалифицированно осуществлять внеконфессиональное обучение. Как справедливо говорила переводчик смыслов Священного Корана на русский язык В. Порохова, «сегодня нужно говорить с людьми, которые несут знания. Пора понять простую истину, что «вера не может быть враждебной к другим религиям и цивилизациям.   Безнравственная политика не может быть толерантной, не может вести к консолидации общества. Политика должна строиться на демократических ценностях общества, которые не противоречат основным заповедям всех мировых религий, «потому что фундаментальная канва религии одна и та же: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй». Поэтому, при преподавании   религиоведческих, исламоведческих дисциплин обязательно акцент должен делаться на взаимосвязи национальных, этнических традиций с религиозными, духовными ценностями всех мировых религий. Великий    Абай говорил: «Сколько бы ни было видов религии, все они утверждают, что Богу присуща справедливость и любовь». Изучение основополагающих духовных положений   религии в учебных заведениях должно способствовать взаимопониманию представителей различных культур, конфессий, обеспечивать широкую гуманитаризацию образовательного процесса, поскольку от этого зависит безопасность страны, её процветание.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно