Примерное время чтения: 9 минут
819

Салима Естемесова - жизнь и творчество заслуженного деятеля искусств КазССР

Многие известные люди предпочитали не опаздывать на встречу с Салимой Естемесовой

Год назад в почтенном возрасте ушла из жизни заслуженный деятель искусств казахской ССР Салима Рахметовна Естемесова (1925- 2019). «Скромный человек с сильным характером» – так отзываются о ней друзья и коллеги.

Через годы, через расстояния

Музыка, театр привлекали её с детства. Салима Естемесова родилась в Маркакольском районе Восточно-Казахстанской области в многодетной семье учителя. Вместе с родителями в 30-е годы прошлого столетия перебралась вАлма-Ату. В 15 лет поступила в театральное училище. Испытав себя в эпизодических ролях в Кзыл-Ординском драматическом театре, стала мечтать о режиссуре. Представился счастливый случай, её заметили, предложили учиться в Москве.

В 1946 году Салиму Естемесову приняли в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) на режиссёрское отделение в мастерскую знаменитого советского режиссёра Юрия Завадского, которого она прозвала Графом. Вскоре стала любимицей педагога, сблизилась с его женой, балериной Галиной Улановой. Юрий Завадский сделал Салиме свободный доступ на спектакли в Большой театр. Она любила рассказывать, как знаменитая балерина угощала её конфетками, которые в послевоенные годы были роскошью.

Фото: из газетных материалов

Во время Великой Отечественной войны Юрий Завадский и ГалинаУланова работали в Казахстане: он – в Чимкенте, она – в Алма-Ате. За успехи в учёбе Салиме назначили максимальную, сталинскую стипендию. Большую её часть девушка отсылала домой на поддержку семьи. Обладая живым, общительным характером, она всегда привлекала внимание творческих людей. В Москве была дружна с дочерью видного советского функционера – Этери Орджоникидзе. Дружила и с Лейлой Ауэзовой, дочерью Мухтара Ауэзова. Неоднократно бывала в доме знаменитого писателя.

Салима Естемесова вспоминала, что Мухтар Омарханович живо интересовался её делами. Говорил, что пока мало девушек-казашек, имеющих такое блестящее образование, что она должна расти. Предлагал свою поддержку. Салима поблагодарила классика, но от протекции отказалась. Суровые тридцатые, затем военные годы, учёба в Москве сформировали ее характер, серьёзное отношение к жизни и профессии, трепетное – окружающим людям.

Из любви к искусству

Салима Естемесова работала режиссёром казахской редакции литературно-драматических программ на казахском телевидении, со времени его основания в 1958 году. Своим коллегам она запомнилась человеком мягким, неконфликтным, но в то же время требовательным режиссёром. В отличие от своих коллег за 40 лет работы на ТВ она не позволила себе кого-то унизить или оскорбить. Годы между ГИТИСом и телевидением прошли в успешной работе режиссёром постановщиком в театрах Кзыл-Орды, Алма-Аты. Караганды. В музее алматинского Театра драмы им. Ауэзова можно увидеть фото фрагмента спектакля А. Каххара «Шёлковое Сюзане», поставленного ею в 1953 году.

В тот период у нее родился сын, с мужем отношения сразу не сложились. Юрий Завадский, бывая в Алма-Ате, всегда встречался с Салимой. По словам внучки, он был одним из немногих посвящённых в семейные проблемы своей ученицы. Салима Естемесова говорила, что он был единственным человеком, которому рассказала о разводе с мужем. Завадский ответил пафосно, вполне в духе того времени, но искренне: «Салима, деточка, самое главное – любите свою профессию. Служите искусству!». Она восприняла этот совет вполне серьёзно, следовала ему всю жизнь и так же наставляла внучку: «Занимайся тем, что ты любишь, люби то, чем занимаешься».

Фото: из газетных материалов

Замуж Салима больше не выходила. Юрий Завадский и Галина Уланова оставались её главными друзьями. Она считала, что режиссерскому ремеслу её научил Завадский. Она восхищалась его личностью, манерами, походкой. Позднее, наставляя своих молодых коллег, открывала секреты своего учителя: «Если вы хотите быть хорошими режиссёрами, в первую очередь должны стать хорошими актёрами. Уметь донести, какие задачи вы перед ними ставите».

Кроме телепередач Салима Естемесова делала телеверсии театральных постановок, так называемые телеспектакли, отвечала за эфир в целом, ввела жанр творческих портретов знаковых деятелей культуры и другие новшества. Прообразом современных ток-шоу были циклы передач с деятелями культуры на определённые темы. На телевидение во времена Салимы Естемесовой были переиграны все заметные спектакли театра им. Ауэзова.

Популяризируя искусство Казахстана, она выводила в телевизионный эфир знаменитых артистов, художников, литераторов: Капана Бадырова, Шолпан Жандарбекову, Сабиру Майканову, Бикен Римову, Идриса Ногайбаева, Абылхана Кастеева, Сабыра Мамбеева, Канафию Тельжанова, Фаризу Унгарсынову.

Муза казахского телевидения

– Я работала у неё ассистентом и помощником режиссёра в редакции литературной драмы с 1964 по 1972 год, – вспоминает Нуржамал Ахметова. – Знала её с 13 лет. Салима-апай работала только на казахском языке. Она жёстко подходила к работе, была очень требовательным человеком, сейчас таких встретишь редко. Очень рада, что попала именно к ней. Салима-апай научила меня быть ответственной. Первые годы у нас работала одна студия в 80 квадратных метров, перегороженная ширмами. За занавеской шли съемки другой передачи. Артисты ползали под камерами, чтобы дойти до своих мест, нередко с грохотом лопались светильники. Студийные передачи шли в прямом эфире. Никогда не забуду первый увиденный телеспектакль «Айман Шолпан» в исполнении звёзд театра Ауэзова – Жандарбековой, Шариповой, Кармысова. Ученица вспоминает, что известные люди относились к Салиме Естемесовой с трепетом, даже побаивались. Старались на встречи к ней не опаздывать, знали, что она этого не любила. Все актёры охотно шли на ТВ, это было престижно. Некоторые даже обижались, что их мало приглашают.

Фото: из газетных материалов

– Салима Рахметовна всегда нам говорила: «На телевидении вы должны выкладываться не меньше, чем в театре», – продолжала Нуржамал Ахметова. – На вас смотрят миллионы! Камера подчеркнёт любую вашу фальшь. Печально, если на вас будут смотреть как на людей, пришедших сюда только за тем, чтобы получить гонорар. Если в кино вы сфальшивили, то можно вырезать. Здесь не вырежут. Работайте так, чтобы на вас смотрели как на настоящих корифеев искусств».

Неприятные минуты пережил Мухамеджан Каратаев при первой встрече на студии с Салимой Естемесовой. Во время записи передачи маститый литературный критик стал читать заготовленный текст по бумаге, чем вызвал возмущение режиссёра. Каратаеву пришлось повторить свой спич, глядя в камеру. Впоследствии он говорил, что «не представляет телевидение без Салимы».

И классика, и юмор

– В 70-х годах прошлого века возник юмористический телевизионный театр «Кымызхана», – вспоминает народная артистка КазССР Нукетай Мышбаева. – Его выпуски ставили разные режиссеры. Среди них была и Салима-апай, человек образованный, очень доброжелательный, скромный, с её уст никогда не сходила улыбка. Из нашего театра им. Ауэзова отобрали талантливых актёров, умеющих играть в комедиях и петь. Шонгебаем был Сабит Оразбаев, Жазгамкулом – Жумабай Медетбаев, Окирешем – Рахметбай Толеубаев. Я исполняла роль Тенгетай. Участвовали и другие актёры. «Кымызхана» имела и воспитательное значение. Я пела: «Не нужна водка, / не нужно вино, / вкусный кумыс / цени всего дороже». Эту песню Салима-апай ставила в двух-трех местах в одной постановке. Следуя природным качествам самого актёра, она раскрывала образ каждого персонажа. «Кымызхана» долго была любимой передачей зрителей. О ней помнят до сих пор.

Один из первых дикторов казахстанского телевидения Лязиза Аймашева рассказывала в 1993 году:

– Я с благодарностью вспоминаю тех людей, которые помогали мне делать первые шаги в дикторской работе. До сих пор помню уроки своих учителей – Салимы Естемесовой, Сапаргали Шарипова. Умение работать на камеру не приходит сразу, всё это наживается годами благодаря труду и терпению.

На протяжении всей жизни Салиме Рахметовне было свойственно обострённое чувство справедливости. С легкостью расставалась с последним, что у неё есть. Во время войны отдала свою единственную шерстяную кофту девушке, попавшей в Алма-Ату из Ленинграда. Получив просторную квартиру от государства за творческие заслуги, поменяла её на худшую в пользу малознакомой многодетной семьи.

В последние годы жизни Салима Рахметовна вместе с внучкой впервые смогла увидеть страны Европы и США. Побывала в популярных театрах, посетила знаменитый парижский «Шатле». Несмотря на возраст, поездки её вдохновляли. Она всегда хотела путешествовать, но не было возможности – работа, закрытая страна. В последнюю зарубежную поездку она отправилась возрасте 90 лет. Посещала и алматинские театры: ГАТОБ, театр им. Ауэзова, немецкий театр, о котором хорошо отзывалась. В современных театральных постановках, по её мнению, не всегда ощутим глубокий посыл, слишком большой акцент делается на чувственность, эмоциональность – в ущерб глубокому содержанию.

Вадим Кравцов
Фото из семейного архива С. Естемесовой

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых