Примерное время чтения: 10 минут
322

Адильхан Ержанов: В любом жанре нужно искать красоту

Не все кинематографисты считают, что Оскар является главной кинопремией планеты. Тем более что иностранным фильмам там отводится второстепенная роль, а в главном фокусе – американские ленты. И, несмотря на то, что успех южнокорейского фильма «Паразиты» попытался сломать эту традицию, для многих Оскар не является самоцелью.

[газетная статья]

Тем более что и в Европе, и в Азии, да и в других частях света немало фестивалей, которые дают национальным кинематографам равные условия. Адильхан Ержанов стал первым режиссёром из Казахстана, который получил престижную премию Asia Pacifi c Screen Awards – 2019 (её еще называют азиатским Оскаром) за лучшую режиссуру фильма «Черный, черный человек». 

– Адильхан, говоря о фильме «Однажды в Голливуде», Квентин Тарантино признался, что Лос-Анджелес 1969 года – это время и место его формирования как режиссера. А для вас существует определенное место и время, когда вы сформировались как режиссёр? И каким образом повлиял окружающий социум на ваше самоопределение? 

Я вырос в Алма-Ате, и, соответственно, 90-е годы это и есть место и время моего становления и развития. В подростковом возрасте я увлекался комиксами и через это увлечение годам к тринадцати осознал, что хочу быть режиссёром. В те годы мой дом был в 11 микрорайоне, но не могу сказать, что я в тот период активно жил в социуме. Я имею в виду, что не тяготел к тому, чтобы примкнуть к каким-либо группам, больше, наверное, оттого, что я интроверт, поэтому вряд ли социум оказал какое-либо влияние на мой выбор. 

ПЕРСПЕКТИВЫ «ПАРТИЗАН» 

– В одном из интервью вы заметили, что для восприятия авторского кино нужен определенный культурный уровень. Продолжая снимать некоммерческое кино, надеетесь ли вы на увеличение вашей аудитории в ближайшем будущем? 

И для восприятия жанрового кино необходим определенный культурный уровень. Когда-то зритель не был готов к крупным планам, теперь кино немыслимо без них. Если зритель привыкнет к авторскому кино, он будет смотреть его и у нас. Другое дело, что зрителю неинтересно смотреть скучное кино. Тут уже все зависит от меня как от автора – смогу ли его привлечь. И конечно, я бы хотел увеличения аудитории. 

– Расскажите о манифесте «партизанского движения» в кинематографе, подписанного молодыми режиссерами Казахстана, и обусловленного тремя факторами: актуальным социальным аспектом, отсутствием денег и стремлением к новым формам и стилю в кинематографе. 

Создать свой стиль и эстетику – это было для нас самым важным, как и в любой волне кинематографа. Моё поколение и ребята помладше всегда учились на режиссёрах казахской новой волны 80-90 годов, и нам тоже захотелось что-то наподобие новой волны своего времени. Аскар Узабаев предложил назвать это движение «партизанским кино», так как название подходило к тому, что мы делали на тот момент. Это когда мы снимали фильмы своими силами. То есть микробюджетные или безбюджетные фильмы, что-то наподобие новой французской волны. Это, конечно, было наивно и романтично, но привело к тому, что каждый из нас, как говорится в манифесте, снял по картине. И, наверное, многие сейчас, не зная о партизанском кино, продолжают снимать малобюджетные фильмы. Нам в какой-то степени хочется тешить себя мыслью, что мы, возможно, оказали какое-то влияние на этот процесс в целом. На самом деле идея партизанского кино – не новшество, такое направление всегда присутствует в любой стране у любого поколения, когда группа киношников старается сделать что-то новое, неважно, получается или нет. 

В нашем случае, конечно, присутствует сожаление о том, что мы не пришли к созданию стилистического единства, как, например, режиссёры казахской новой волны: Дарежан Омирбаев, Серик Апрымов, Рашид Нугманов, Амир Каракулов. 

Когорта этих режиссёров создала стиль своего направления, которому присущ аскетизм, это был своего рода неореализм. А в нашем случае не было определенного стиля, а была некоторая разноголосица, а может, так и нужно было. Мы попытались спародировать новую волну 80- 90 годов. 

Фото: из газетных материалов

– Тут уместно напомнить о том, что в 2018 году в рамках кинофестиваля Almaty Film Festival ваш фильм «Ласковое безразличие мира» получил специальный приз жюри за операторское искусство и работу художника-постановщика. Как вы оцениваете сегодня этот успех? 

Тогда был оценен и сценарий к фильму «Черный, черный человек» (под рабочим названием «Куандык»), который стал победителем конкурса сценариев. Как можно оценить тогдашний успех, если через год, в ноябре 2019 года премьера картины «Черный, черный человек» собрала полный аншлаг, а в 2020 году фильм будет представлен на шести крупных мировых кинофестивалях. 

– Однако бывает так, что фильмы, популярные на кинофестивалях, не выходят в прокат в собственной стране, а как сложилась судьба картины «Черный, черный человек»? 

– К счастью, у него был прокат в феврале этого года. 

«ЗА РУБЕЖОМ МОЖНО» СДУТЬСЯ 

– После того как вы получили престижные награды, планируете ли работать за рубежом, как в своё время сделали такие режиссёры, как Абай Карпыков, Бахыт Килибаев, Александр Баранов, перебравшиеся работать в Россию, или Серик Апрымов, находящийся в США? Есть ли планы по покорению Голливуда? 

С моей точки зрения, не все режиссёры могут снимать за рубежом. Многие просто сдуваются и не могут реализоваться в другом пространстве. Я же типичный продукт своего общества, поэтому сомневаюсь, что смог бы снимать фильмы для американцев. Хотя я вырос на американском кино и многие американские режиссёры мне нравятся. К тому же я люблю независимый кинематограф Джима Джармуша, братьев Коэнов. Если говорить о работе за рубежом, то с точки зрения прагматизма, к примеру, как писатель, не зная темы, может написать хорошую книгу? Я сюжетник и поэтому рассказываю историю. А история – это люди. И если я это буду делать в воображаемом мире, то будет что-то неправильное, оно не будет работать. 

– Хотелось ли вам по прошествии времени изменить что-либо в ваших фильмах? Насколько вы удовлетворены своей работой и работой съемочной группы? 

Работой съёмочной группы я всегда доволен. Если даже были бы какие-то недоработки, я воспринял бы это как собственные просчеты, потому что в итоге на съемочной площадке всё зависит от режиссера. Да, бывает, что рождается неполноценный фильм и приходится его дорабатывать, и уже на монтаже пытаешься «лечить» фильм, но не получается. Конечно, бывают моменты, когда ничего не остается, как убеждать себя, что другого выбора не было и что всё сделано правильно. 

кино
кино Фото: из газетных материалов

– Существующая реальность не всегда прекрасна, а в ваших фильмах даже самая уродливая действительность приобретает своеобразную красоту. Почему вы предпочитаете именно такую подачу материала? 

Я считаю, что в любой обыденности, в самом беспросветном быту есть поэзия, красота, и она никуда не исчезает, существует вопреки всему, и в этом есть сила кинематографа, когда можно в обычной жизни найти поэзию. 

Мне кажется, в любом жанре нужно искать эту самую красоту, которая разлита вокруг нас. Мы должны её видеть и как-то собирать, заключать в художественную композицию, тогда как для меня это важно сделать в кинематографической форме. 

ДОСЬЕ

Фото: из газетных материалов

Адильхан Ержанов родился в 1982 году в Джезказгане. В детстве много рисовал, создавал комиксы. Ещё в школе начал писать сценарии и в 17 лет выиграл конкурс на лучший сценарий к анимационному фильму «Козы-Корпеш и БаянСулу» (телеагентство «Хабар»). В 2009 году окончил режиссёрский факультет Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова. В 2009 году его фильм «Каратас» признан лучшей дипломной работой, а также удостоен награды за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Дидар». Первый полнометражный фильм «Риелтор» (2011) получил приз White Chamelion на международном кинофестивале CINDI в Южной Корее; Гран-при за лучший полнометражный фильм («Золотой Жан-Люк») на кинофестивале «Киноликбез» (Россия); Гран-при в категории «Кино молодых» на международном кинофестивале «Звезды Шакена» (Казахстан); специальные призы жюри кинофестивалей «Киношок» (Россия) и «Дебошир фильм - Чистые грезы-XIV» (Россия, 2012). 

В 2013 году Ержанов и его сокурсник Серик Абишев сняли фильм «Строители». Лента удостоена Гран-при на международном кинофестивале на Филиппинах (2013). Третий полнометражный фильм «Хозяева» («Үкілікәмшат», 2014), снятый в стиле  комедийной драмы был удостоен главного приза на международном кинофестивале в Тулузе (2014), а также награждён премией NETPAC Международного кинофестиваля азиатского кино, Гран-при Международного кинофестиваля в Ливане и наградой 21-го кинофестиваля «Листопад» в Минске. Фильм «Шлакбаум» получил серебряный «Святой Георгий» за лучшую мужскую роль (Еркебулан Даиров, Международный московский кинофестиваль, 2015). 

Фильм «Ласковое безразличие мира» (2018) получил главный приз на  Казанском кинофестивале мусульманского кино (2018). А картина «Черный, черный человек» – премию Asia Pacific Screen Awards – 2019.

Нургуль Жунусова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых